Григорий Собаев: «Планируются кадровые перестановки и переформатирование надзора»

Парламент Южной Осетии одобрил представленную Президентом Аланом Гаглоевым кандидатуру Григория Собаева на должность генерального прокурора. В эксклюзивном интервью нашему изданию новый генпрокурор РЮО поделился своими планами, рассказал, как будет выстраивать работу в органах прокуратуры, и не только.

– Григорий Гурамович, стало ли для Вас неожиданностью выдвижение Вашей кандидатуры на пост генерального прокурора?

– Предложение Президента о представлении Парламенту моей кандидатуры на должность генпрокурора действительно было неожиданным. Возглавить надзорный орган – серьезная ответственность. На сессии Парламента был готов к любому исходу. Было понимание, что все зависит от настроя депутатского корпуса и голоса могут распределиться по-разному.
Хочу поблагодарить Президента и депутатский корпус за оказанное доверие. Со своей стороны могу заверить, что работа прокуратуры будет основываться исключительно на требованиях закона – Конституции и законодательства РЮО.

– Вы не новый человек в прокуратуре. Какие цели и задачи ставите перед собой в должности генпрокурора? Планируете ли кадровые изменения, чтобы достичь положительной динамики в работе?

– Для эффективной деятельности органов прокуратуры планируется провести кадровые перестановки, с учётом характеристик и профессиональных качеств сотрудников.
Также произойдет переформатирование надзора. Основной функцией прокуратуры является надзор. В большинстве своем органы прокуратуры осуществляют надзор после нарушения закона или произошедших событий. Получается, что мы кидаем камни вслед уходящему поезду.

Я постараюсь, чтобы надзор осуществлялся на опережение, чтобы пресекать нарушение закона. Предупредить всегда легче, чем постфактум расследовать возбужденные дела. Это основные мероприятия, которые планируются в рамках улучшения эффективности службы в органах прокуратуры.

В прокуратуре много и других проблем. Заработная плата сотрудников не повышалась более 13 лет. Сотрудники прокуратуры в сравнении с другими правоохранительными органами ущемлены в плане денежного довольствия. В органах прокуратуры отсутствует пенсионное обеспечение, при том, что оно предусмотрено законом «О прокуратуре». Это серьёзные вопросы, которые необходимо решать в ближайшее время.

Предстоит повышать не только эффективность работы органов прокуратуры, но и материально-техническую часть, решать социальные вопросы сотрудников.

Улучшение эффективности работы органов прокуратуры невозможно без тесного взаимодействия с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. На это и будет ориентирована деятельность прокуратуры в дальнейшем. Будем углублять взаимодействие со всеми ветвями власти.

– В связи с событиями после смерти Инала Джабиева в обществе против генпрокуратуры развернулась «информационная война». Что надо сделать, чтобы повысить уровень доверия населения?

– Доверие заслужить сложно, а потерять очень легко. Мы предпринимаем меры по возвращению доверия к органам прокуратуры. Бывшее руководство ведомства находится под уголовным преследованием. Это не могло не сказаться и на доверии народа к органам прокуратуры. Восстановить доверие – это путь долгий и трудный, но предпримем все необходимые меры.

– Какие именно меры?

– Своевременное реагирование на просьбы, жалобы и заявления граждан. Разрешение вопросов в установленные законом сроки. Напомню, прокуратура не карательный орган, а надзорный. И в первую очередь в его обязанности входит защита прав и интересов граждан, государства. Человек, обратившийся в органы прокуратуры, должен ощутить покровительство, понять, что эта организация встала на защиту его прав. Естественно, тогда он по-другому будет относиться к правоохранительной системе.

– Самое сложное и резонансное дело генпрокуратуры за последние годы – дело Джабиева. Семья и общество ждут правосудия почти три года. Каковы результаты расследования? Скоро ли будет вынесен вердикт суда по отношению к обвиняемым?

– В середине марта обвиняемые по этому уголовному делу уведомлены об окончании следственных действий, то есть предварительное расследование закончено. С марта по сегодняшний день идёт ознакомление обвиняемых с материалами уголовного дела. После чего дело будет направлено в суд и рассматриваться по существу.

Согласно нормам уголовного процесса, обвиняемый и его защитник не могут быть ограничены во времени при ознакомлении дела.

– Бывшие чиновники, экс-министр ВД Игорь Наниев и генпрокурор Урузмаг Джагаев – фигуранты уголовных дел. На какой стадии они находятся?

– Уголовные дела в отношении Наниева и Джагаева на данный момент находятся в стадии расследования, заочно им предъявлены обвинения. Наниев и Джагаев объявлены в розыск, судом в их отношении избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

– Исходя из послужного списка, Вы больше специализировались на антикоррупционной деятельности и экономической безопасности. Значит ли это, что Вы будете уделять особое внимание этим направлениям, в том числе по отношению к сотрудникам?

– Требовательность, повторю, увеличится в плане опережения, предупреждения преступлений в рамках осуществления общего надзора. Уголовные дела коррупционного направления должны найти свое логическое завершение. Хозяйственные дела, как правило, сложно расследуются и по времени затягиваются. Необходимо проведение ревизии, изучение большого объёма документации, проведение судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д. Поэтому по времени это растягивается, но в конечном итоге хозяйственные дела будут завершены и направлены в судебные органы.

Что касается сотрудников органов прокуратуры, изначально существует требование к ним – отсутствие в деятельности коррупционной составляющей. В противном случае это будет порочить честь и достоинство органов.

Должно быть понимание, что прокуратура – государственная служба, и она не предусматривает личного обогащения, использования должности в корыстных целях.

– На какой стадии находятся уголовные дела по растратам и хищениям, возбужденные сравнительно недавно?

– Прокуратурой расследуются уголовные дела, возбуждённые в отношении бывшего руководства ГУП «Водоканал», «Дорэкспострой» и другие. Эти уголовные дела на завершающей стадии, по некоторым из них уже проведены бухгалтерские экспертизы. Сейчас готовятся итоговые обвинения и ряд уголовных, экономических дел планируется направить в суд уже в течение следующего месяца. Есть уголовные дела, в частности, ГУП «Дорэкспострой», по которым завершить расследование пока не представляется возможным, так как обвиняемый по этому уголовному делу находится на территории России. Отправлен запрос в РФ о выдаче обвиняемого.

– С российской стороной налажена процедура выдачи граждан, обвиняемых прокуратурой в преступлениях?

– Конечно, механизм выдачи преступников у нас функционирует на основании принципа взаимности. Это решается индивидуально в отношении каждого выдаваемого гражданина. На сегодняшний день процедура выдачи преступников успешно применяется на практике на регулярной основе. Буквально неделю назад двое граждан были экстрадированы в Российскую Федерацию.

– В какой сфере сегодня наблюдается наибольшее количество выявляемых нарушений закона?

– В производстве находятся уголовные дела в основном экономического характера. Следственное управление генеральной прокуратуры расследует много разных дел в этой области по различным категориям. Это, к примеру, незаконное получение пенсии, завышение объёмов работы и их некачественное выполнение.

– Расскажите о сотрудничестве органов прокуратуры РЮО и РФ, другими дружественными странами.

– Между прокуратурами Южной Осетии и Российской Федерации заключены соглашения, которые реализуются и активно используются в повседневной деятельности. Мы сотрудничаем с коллегами из России на основании этих договоров. Работники органов прокуратуры РЮО периодически направляются на повышение квалификации в РФ, проходят там обучение. Нам оказывается помощь по расследуемым уголовным делам. Мы делаем правовые запросы на проведение судебных экспертиз, на допросы свидетелей и т.д. То есть следственные действия, которые необходимо провести органам прокуратуры РЮО в России, выполняются с помощью наших коллег в Генеральной прокуратуре РФ.

Ежегодно у нас также проходят встречи с российскими коллегами, делимся опытом, участвуем в различных профессиональных форумах.

С прокуратурой Абхазии тоже ведется аналогичная работа, подписаны соглашения и договора о сотрудничестве. Были подписаны соглашения с ЛНР и ДНР, которые уже вошли в состав Российской Федерации. Но, естественно, дружеские отношения с нашими коллегами из новых регионов РФ сохраняются.

Планируем развивать, углублять взаимодействие с органами прокуратуры дружественных стран.

Мадина БЯЗРОВА