Геноцид 1920 года – демографическая катастрофа для Осетии

В среду в конференц-зале ЮОГУ прошла Международная научно-практическая конференция «Геноцид осетинского народа». В конференции должны были принять участие представители РСО-Алания, ЛНР и ДНР, однако погода внесла свои коррективы. Транскам из-за обильного снегопада был закрыт и выступления приглашенных специалистов были представлены видеозаписями и в онлайн-режиме. Конференцию открыл модератор мероприятия, ректор ЮОГУ Вадим Тедеев и предоставил слово Президенту Анатолию Бибилову.

Глава государства подчеркнул, что осетинскому народу необходимо пролить свет на трагические события 1920 г. И здесь, по его мнению, особую значимость имеет работа историков, изучающих фактологию геноцида. Как отметил Президент, не может быть трагедии Южной или Северной Осетии. Если осетины один этнос, то все несчастья, происходящие в обеих частях Осетии, относятся к трагедии осетинского народа. «Мы не можем воспринимать Бесланскую трагедию, как североосетинскую или Ередскую, как югоосетинскую. Нет национальности южный осетин или северный осетин. Все эти события – трагедии осетинского народа», – подчеркнул Президент.
Бибилов отметил – геноцид 1920 г. не был изучен и осужден. В советские годы геноцид перевели в классовую борьбу меньшевиков и большевиков, что для Грузии стало основой для продолжения геноцида в 90-х, 2004 и 2008 гг.
«Мы должны доводить до мирового сообщества факт геноцида, не надо питать иллюзий, что другие государства проведут эту работу вместо нас. Это наша обязанность перед памятью уничтоженных людей и перед будущими поколениями, которые должны знать о событиях 1920 г. и о том, почему мы говорим, что геноцид 20-х гг. продолжился до 2008 г.», – сказал он.
По его словам, многие помнят рассказы бабушек и дедушек, которые необходимо собирать. Более того, Президент подчеркнул, что вопрос геноцида должен подниматься на Женевских дискуссиях, а фактологию необходимо представить во все международные организации ЕС, ОБСЕ, ООН и т.д.
«Повторю, если бы геноцид 1920 г. был осужден, не было бы событий 90-х, 2008 г., т.к. знали бы, какую националистическую, фашистскую политику проводит правительство Грузии. Сегодня грузины не изменили этому курсу. Они будут отрицать очевидные вещи, изложенные непосредственным исполнителем геноцида В. Джугели. Но в архивах есть факты, что после геноцида созданы комиссии, чтобы люди начали возвращаться обратно и возвращали угнанный скот в Гори или Сачхере», – уточнил он.
Более того, по мнению Бибилова, к геноциду должны причислить и отправку мужчин Южной Осетии после геноцида на Боргустанскую войну.
«Убежден, будет сопротивление международных структур. Мы понимаем, сегодня грузинское лобби сильное. К сожалению, республика пока не представлена в международных организациях. Но есть способы и возможности достигать цели», – заметил глава государства.
С докладом «Геноцид 1920 года – непреходящая боль осетинского народа» выступил кандидат исторических наук Константин Пухаев, отметивший, что активизация темы геноцида осетин не осталась незамеченной оппонентами.
Пухаев напомнил о заявлении госминистра Грузии Цихелашвили, что разговоры о геноциде являются манипуляциями неисторической данностью, которое Анатолий Бибилов назвал верхом цинизма. «Отмечу, грузинские обществоведы усматривают в событиях 1920 г. революционное выступление осетинских и грузинских большевиков против меньшевиков, то есть проявление классовой и межпартийной борьбы. Но почему тогда грузинские гвардейцы не сожгли грузинские населённые пункты или их жилища в Южной Осетии. А ворвавшиеся в Цхинвал 12 июня 1920 г. грузинские головорезы не убили ни одного грузина, большевика или меньшевика. Были вырезаны горожане исключительно осетинской национальности. Происходящее 12 июня в осетинской слободке – это кровавая бойня», – подчеркнул историк.
Он процитировал участника событий, полковника в отставке Николая Гаглоева: «Это был день, когда с гиком неслась страшная смерть, а по канавам лилась кровь». Сославшись на историка Ивана Цховребова он рассказал, как грузины ворвавшись в Хслеб застали в доме 80-летнего больного деда, в постели обезглавили его, а отрубленную голову выбросили в огород. К. Пухаев описал публичную казнь крестьянина из с. Хетагурово Василия Джиоева. Для начала грузины отрезали ему уши, после язык, губы, а перед расчленением выкололи глаза.

Константин Пухаев в докладе рассказал о подробностях расстрела 13 коммунаров. «Не забудем о горькой доле беженцев, количество которых приравнивается к 50000 человек, когда население составляло 70500. Из 97 жителей с. Гасситы вернулось только 43, из них еще 6 умерли за три дня. 12 жителей с. Гуфта замерзли на Рукском перевале, их тела следующим утром обнаружили односельчане», – констатировал он.
Перевал преодолел и Григорий Санакоев с семьей: супруга с сестрой, престарелые родители и четверо детей. Они разместились в Алагире, вскоре погибли сестра супруги и родители. Выкопав в поле неглубокую яму, Григорий похоронил их. А через несколько дней погибли трое его детей. На родину вернулся Григорий только с супругой и младшей дочкой.
«Непосредственно от рук агрессоров погибло 5279 человек, из них 1375 женщин и 1844 детей, т.е. каждый третий из убитых был ребенком. К жертвам геноцида надо добавить и беженцев, погибших на перевале. Общее число жертв геноцида приближается к 18000 человек, то есть третья часть общего населения, а это – демографическая катастрофа», – резюмировал Пухаев.
Благодаря видеозаписи участники конференции ознакомились с докладом «Информационный геноцид Южной Осетии в XXI веке» редактора газеты «Культурный Петербург», доктора филологических наук Сергея Ильченко. Он провел краткий исторический экскурс о событиях, предшествующих геноциду 1920 г., о присоединении Южной Осетии к Грузии и о 90-х гг. Ильченко напомнил об информационной войне в 2008 году, развернутую грузинскими и западными СМИ, которая до сих пор не окончена и привел примеры. Особо ярким из них он выделил выступление Аманды Кокоевой: «Девочка рассказывала, каким обстрелам в течение двух дней подвергался ее город, дом, о человеческих жертвах, и, когда она дошла до самой эмоциональной точки рассказа последовала рекламная пауза, срочно вызванная в эфир ведущим».
Конференцию продолжил глава МИД РЮО Дмитрий Медоев, отметив: «Мы должны помнить, что Осетия, как единый национальный политический организм вошел в состав Российской империи без делений на юг и север».
Глава МИД напомнил о событиях с 1917 до 1920 года: «Тогдашний министр внутренних дел Грузии обратился к осетинам с просьбой вернуться к мирному труду и восстановлению жилищ. Первая группа осетин, поверившая ему, была расстреляна засадными отрядами, люди подверглись насильственной депортации. Вернувшись в Тифлис, министр сообщил газете «Слово», что «повстанцы Джавского ущелья покинули Грузию и перебрались в Северную Осетию. Освобожденные участки занимаются грузинскими переселенцами».
С 1918 г. по настоящее время, как отметил Медоев, ни одна грузинская власть не признала за южными осетинами право на национальное государственное самоопределение на своих исконных территориях. Напротив, каждая последующая власть создает условия продолжения геноцида.
Интересным фактологическим наполнением отличалось выступление главы Госкомитета информации и печати Марии Котаевой, посвященное детальному изучению публикаций 1928, 1930, 1957 гг., касающихся уничтожения осетин по этническому признаку и изгнанию их с родных земель.
По ее словам, в Госархиве РЮО сохранились подшивки газеты «Хурзарин». За пять дней работы Котаева собрала материал, подтверждающий зверские преступления грузинского правительства: «В газете «Хурзарин» есть ряд статей, где детально описывается уничтожение осетин. Здесь опубликованы данные убитых мужчин, женщин и детей, количество угнанного скота, подсчитан ущерб. Немногочисленные, но говорящие материалы с громкими заголовками о геноциде осетин публиковались к VIII годовщине разгрома Юга Осетии», – отметила она и озвучила краткое содержание этих статей.
Была показана видеозапись выступления председателя Комитета по делам печати и массовых коммуникаций РСО-Алания Юрия Фидарова. С освещения исторических событий начал выступление и Фидаров, отметив, что в советское время приходилось молчать о геноциде осетин – вопросе политическом: «Сегодня осетины поднимают проблему признания геноцида в 1920 г. Но с ноября 1989 г. по июль 1992 г. в результате кровавого террора погибло свыше 3000 мирных жителей осетинской национальности, около 300 пропали без вести, свыше 40000 вынуждено переселились в Россию и более 100 осетинских сел сожжены дотла. Это произошло из-за того, что в свое время не дана оценка геноциду осетин, а безнаказанность порождает очередное преступление».
Кандидат политических наук, эксперт комитета по делам национальностей Госдумы РФ Рауф Вердиев, по словам Вадима Тедеева, оказал немалую гуманитарную помощь осетинскому народу в 2008 г. В онлайн режиме Вердиев также остановился на некоторых важных фактах в истории Осетии с момента присоединения ее южной части к Тифлисской губернии.
«Российское руководство с учетом ошибок, совершенных руководителями Российской Империи, восстановило статус кво, поддержав руководство Южной Осетии в ее начинаниях. Современное российское руководство не стало опираться на грузинские высказывания территориальной неприкосновенности. Отрадно, что российское руководство поддерживает инициативы югоосетинского правительства в решении стабилизации экономических и политических процессов», – сказал он.
Завкафедрой Луганского национального университета Светлана Пиченикова в онлайн-режиме отметила, что не бывает журналистики на 100% объективной, беспристрастной, независимой, но – это идеалы, к которым нужно стремиться всем масс-медиа. Она рассказала о работе журналистов во время боевых действий, о роли СМИ в конфликтных ситуациях, которые формируют общественное мнение. Она привела конкретный пример, как совершенно по-разному освещали события в Луганске журналисты ЛНР и Украины. На конференции выступили также известные историки РЮО, политологи, языковеды. В последующих материалах мы еще вернемся к выступлениям участников конференции.
Мадина БЯЗРОВА