Вперед за добрыми эмоциями

Завершился гастрольный тур во Владикавказе Юго-Осетинского госдрамтеатра им. К. Хетагурова.

Впервые за последние годы труппа госдрамтеатра выехала на гастроли с новыми яркими спектаклями. Публика в Северной Осетии, искушенная, взыскательная, с восторгом встретила долгожданных гостей. Теплый прием публики и высокое мастерство гостей были отмечены в республиканской прессе. «…Труппа во главе с худруком театра, заслуженным артистом РЮО и заслуженным артистом РСО-Алания Сосланом Бибиловым постаралась познакомить зрителей братской Северной Осетии с самыми яркими своими постановками последних лет и привезла во Владикавказ в общей сложности шесть спектаклей: три драмы, две комедии и детскую сказку. Открылись гастроли Северо-Осетинского академического театра 27 октября социально-философской драмой Геора Тедеева «Чаша, секира, плуг». А завершились 2 ноября, при полном аншлаге, озорной комедией положений Р. Куни «Он, она, окно, покойник».

Продемонстрировав тем самым еще раз: сегодня Юго-Осетинский госдрамтеатр успешно обращается к драматургии самых разных жанров. Не чурается на сцене эксперимента, поиска новых форм, новой стилистики. А работают здесь действительно энтузиасты-подвижники, без остатка отдавшие свое сердце Мельпомене…».

Прервем цитату из сообщения, которое распространило Министерство культуры РСО-Алания для того, чтобы подробнее поговорить о делах артистических на гастролях и дома с худруком Сосланом Бибиловым.

– Нашу труппу любят во Владикавказе и всегда с нетерпением ждали в прежние годы. Что вы скажете, нас еще ждут и любят?

– Любят давно (соглашаясь кивает головой Сослан). Это заслуга, прежде всего, нашего коллектива – старшего поколения. Мы стараемся держаться на уровне. Их заслуги дорогого стоят. Иногда это получается, иногда нет.

– Не связано ли это с тем, что меняется театр?

– Театр меняется всегда. Это живой организм. Безусловно, на первом месте актерская игра, но все меняется с головокружительной быстротой. В современном театре спектакли технически оснащены на совершенно ином уровне. В результате выигрывает зрелищность действий на сцене. Все актуально для современного театра. Это не в ущерб и не во благо. Это то, что называется в ногу со временем.

– После длительного перерыва вы взяли лучшие свои постановки?

– Это не совсем так, точнее не совсем хороший репертуар. Почему? На той площадке, той сцены, где мы сейчас работаем, нет закулисного пространства. Хотим сотворить нечто прекрасное, волнующее, с точки зрения технических возможностей, а не можем. Получается, мы работаем только на возможностях актерского потенциала и мастерства. В современном театре этого недостаточно. Мы не уступаем ни одной театральной труппе в актерском мастерстве. Но долгие 22 года отбросили наше общество назад. Нам нужно время, чтобы хотя бы вернуться на прежние позиции. Время нам крайне необходимо для возрождения именно культурного потенциала. Но гастролями мы довольны. Вначале, конечно, не было достаточно зрителей, но потом были аншлаги.

– Говоря об этом, вы, наверное, проводите сравнения. Сколько лет вы уже в театре?

– Служу в театре с 1994 года. Полтора года работаю худруком. Меняется все, в том числе и зритель. Некоторое время назад я заново перечитал Константина Станиславского «Моя жизнь в искусстве». В частности, он вспоминал о том, как после Октябрьской революции «в театр повалил разный люд, щелкал семечки, пил пиво», но время шло, жизнь успокаивалась и зритель, в том числе стал культурнее. Для чего я об этом вспомнил. В Осетии зритель самый неравнодушный, но везде есть одна паршивая овца, которая все портит, кричит, ругается матом, не выключает мобильный телефон и т.д. Еще пример: показывают трагедию, в зрительный зал входит публика, люди, в общем-то, взрослые: смех, шутки. Такое поведение является недостойным не только в театре, но и в жизни. Что это? Бескультурье или неуважение к нашему труду. Внутренняя культура, вот о чем речь. Беда в том, что нельзя призывать к порядку со сцены, прервать спектакль. Мы стараемся, чтобы наша работа нравилась, чтобы выйдя со спектакля, я не увидел в глазах зрителей упрека. Зритель теплый, чуткий, который сопереживает, прислушивается, подбадривает это… (молчит, подбирая слова), … драйв такой, что играть одно удовольствие.

– Вы и Дмитрий Парастаев стали заслуженными артистами РСО-Алания. Наверное было неожиданно приятно. Мы думаем – это заслуженная награда.

– Мое личное мнение (хотя было неожиданно приятно) все это следует отменить. Это практикуется только здесь, на пространстве бывшего Союза. Во всем цивилизованном мире работу хороших актеров принято отмечать копейкой, гонораром, потому что их игра запоминается, удивляет, радует. Звание заслуженного артиста – награда, не совсем точно отражающая заслуги человека в актерской профессии. Меня иногда останавливают на улице, благодарят, это ценнее, чем все звания в мире. Говорю это абсолютно честно и откровенно.

– Говоря о своей работе и спектаклях, вы в одном из интервью сказали, что мечтаете о том, чтобы «Фатима» Коста Хетагурова была поставлена на сцене нашего драмтеатра. Вы поменяли свое мнение или, напротив утвердились в нем?

– Я мечтаю, чтобы «Фатима» стала визитной карточкой нашего театра. Действительно, – мы национальный театр. Нам нужен, необходим, даже в мелочах, национальный колорит. Это касается и сценического костюма, и других, традиционных для осетин, национальных особенностей. Это желание не только актера и худрука, нам нужен осетинский национальный классический спектакль. Забегая вперед, скажу, мы ведем переговоры, вроде договорились на следующий год поставить «Фатиму». Нам обещал сотрудничество Мурат Джуссоев, кинорежиссер. Он известен по фильмам «Курьер на Восток», «Фарн», «Горец» и т.д. Сейчас он пишет сценарий по осетинской национальной тематике. Еще, помимо этого, у нас хочет поставить мюзикл «Дон Кихот» Руслан Милдзихов. В январе приезжает известный режиссер Роланд Габриа. Планы есть, думаю, осуществится и постановка «Фатимы».

– Завершились гастроли, куда бы вы хотели поехать?

– Мы принимаем с радостью все приглашения. Но моя заветная мечта – Эдинбург (в Шотландии). Показать нашу труппу на самом престижном театральном фестивале с мощным национальным колоритом с сильной и яркой постановкой, о чем еще можно мечтать? Эдик Келехсаев хочет поставить «Азау и Таймураз» по пьесе Нафи Джусойты. По драматургии, драматизму и накалу страстей она ни в чем не уступает Ромео и Джульетте. Яркие образы, смелые герои. Вот такой спектакль хочется показать в Эдинбурге.

– Что планируете показать в ближайшее время?

– Мы сделаем сообщение в прессе, но хочу обратиться к зрителям. Вы помогаете нам и поддерживаете нас, спасибо огромное за это. Приходите вовремя на спектакли, потому что в этом культура театра. Приглашаем вас на спектакли потому, что театр – это добро, любовь, эмоции. Вперед за добрыми эмоциями!

Тамара КОТОЛОВА