Vita brevis ars longa: о чем рассказывают
югоосетинские художники?

Союз художников Южной Осетии отметил своей профессиональный праздник, организовав масштабный показ полотен в выставочном зале, вновь открывшемся после ремонта. Вниманию публики в честь Всемирного дня художника, отмечаемого 8 декабря, 27 авторов представили 50 картин, написанных в самых разных жанрах и стилях. Подобный праздник югоосетинской живописи привлек внимание представителей общественности, посетивших церемонию открытия выставки.

Как отметил председатель Союза художников Южной Осетии Алан Битиев, выставка ко Дню художника в республике проводится впервые, но есть намерения проводить ее в ежегодном формате, подводя таким образом результаты работы местных мастеров кисти в течение года.
«Выставка ко Всемирному дню художника будет в дальнейшем ежегодной и станет отчетной для Союза художников. Хочу поблагодарить всех, кто принял участие в выставке, а также помог организовать ее», – сказал Алан Битиев.
Глава администрации города Цхинвал, художник Гено Каджаев, принявший участие в церемонии открытия выставки, со своей стороны пообещал оказать содействие в открытии музея изобразительного искусства. «Вместе с руководством республики работаем над возможностью открытия музея изобразительного искусства», – отметил Гено Каджаев.
Предположительно новый музей может появиться на месте обветшавшего здания бывшего торгового объекта «Фарн», расположенного рядом с храмом Пресвятой Богородицы.
А пока… каждая картина на открывшейся выставке по-своему притягивает зрителя, знакомя его с миром югоосетинской живописи, где, как в оркестре, каждая нота несет определенный звук, составляя при этом вместе многоликое разнообразие, отличающееся художественной непосредственностью. Искусство мастеров кисти Южной Осетии с полным основанием можно назвать глубоким и правдивым. В их полотнах всегда прослеживается жизнеутверждающее начало, идущее из потаенных глубин сердца. Они не пугают и не ввергают зрителя в смятение, а напротив, приглашают к постижению сокровенных смыслов и скрытых сторон мироздания, к раздумью о быстролетном и вечном, о суетности и отрешенности. Рядом с полотнами маститых мастеров кисти, чьи имена давно знакомы ценителям изобразительного искусства, расположились работы молодых авторов, смело и амбициозно отвоевывающих свое пространство в мире осетинской живописи.
В экспозициях выставки традиционно широко представлены самобытные горные пейзажи Южной Осетии. Здесь можно увидеть строгий осетинский быт и суровые условия проживания в горном селе. Мглистые овраги, тесные дворики деревянных домов с крутыми крышами, каменные башни, заметные издалека, стога убранного сена, впряженные в тяжелую повозку быки, будни и праздники людей, живущих в живописных ущельях. Все это порождает воспоминания об односельчанах и родственниках, а память воссоздает новые и новые картинки.
Особо примечательны красочные многофигурные композиции с большим количеством персонажей, при этом ни один из созданных образов не повторяется.
Утерянный облик старого Цхинвала воссоздают холсты заслуженного художника Южной Осетии Ацамаза Харебова, вызывающие тихую грусть и трогательную ностальгию. В полотнах «Улица Осетинская», «Заброшенный парк» и других зритель видит прежний будничный Цхинвал в светлой, мягкой, и даже «праздничной» палитре, погружаясь в мир покоя, замедленных ритмов и нежных красок. Сегодня эти картины воспринимаются как дань памяти уютному прошлому, где некогда было комфортно всем и где царил дух, а не материя. И где слово Цхинвал наполнялось трепетной теплотой и почтением. Они как мгновения истории, остановить которые человек не властен.
Глава Союза художников, заслуженный хужожник РЮО Алан Битиев представил на суд публики несколько картин из серии «Забавные горцы». Написанные в жанре стилизованного фигуратива с элементами реализма, они завоевали популярность у зрителей. Здесь увидите мягкий юмор и тонкую лирику, передающие широкий диапазон эмоций. Благодаря теплым тонам и яркой цветовой экспрессии картины Алана Битиева привлекают внимание и побуждают пристальнее всмотреться в живописные образы горцев-осетин в национальной одежде, изображенных в непринуждённой домашней обстановке, либо за традиционными занятиями.
С помощью насыщенной палитры художник умело создает в воображении зрителя картинку сельской жизни в горах с его незабываемым колоритом и национальными особенностями, не забывая оставить место для дальнейшей интерпретации.
Народный художник Южной Осетии Тамерлан Цховребов выделил для выставки масштабное полотно под названием «Дыхание гор».
На заднем плане картины изображен величественный горный ландшафт с заснеженными вершинами, упирающимися в небосвод. Далее зритель видит бурную горную реку, текущую между скал сквозь каменистые пороги, на переднем плане в центре композиции вниманию зрителя предстает горец в белой войлочной шляпе, который, расположившись на огромном валуне, с помощью удочки ловит рыбу. Рядом с ним, не обращая внимания на шум быстрого потока, мирно подремывает его верный четвероногий спутник.

Название работы автора емко и точно отражает непередаваемые ощущения, испытываемые человеком, родившемся в горах, когда он вновь соприкасается с родным для себя миром, где встречающийся на каждом шагу резкий перепад величин и смыслов порождает не диссонанс, а глубокую гармонию. Гармонию, которой так не хватает «внизу», в мире повседневности и шума пролетающих мимо машин.
Творение его коллеги, также заслуженного деятеля искусств РЮО Ахсартага Алборова, написанное в жанре декоративно-абстрактного символизма, отражает другую концепцию бытия. Здесь философия художника в чистом виде, попытка с помощью кисти и красок отразить реакцию внутреннего мира мастера на кажущийся хаос перипетий современного мира, придать ему целостные мировоззренческие рамки, недоступные порой сиюминутному вниманию обывателя. Именно поэтому мастер дал своей картине короткое, даже обрывистое, но многозначительное название – «Плод 21 века». Как отмечает Ахсартаг Алборов, в данной работе он отразил новую форму жизни, дуальный мир 21 века.
«Любой художник – это медиум, через него передается информация о том, что происходит в нашей жизни и в окружающем нас мире. В 21 веке мы столкнулись с новой формой жизни, с другим пониманием сути вещей. Баланс мы находим в дуальном мире, напоминающем яблоко, которое изображено на моей картине. Птица в данном случае символизирует весть о новых веяниях», – объясняет художник.
Среди множества картин можно увидеть работы молодой художницы Марии Кокоевой. Одна из них – «Вербное воскресенье». Она выдержана в пастельных, приглушенных светлых тонах, создающих атмосферу умиротворения и устремленности ввысь, словно отрешая зрителя от суетного земного.
В другой работе, получившей название «Осень», Мария Кокоева выразила всю гамму впечатлений об осени в горной Осетии. На картине изображена деревушка, расположившаяся в холмистой местности в окружении гор, озаренных яркими лучами восходящего солнца. Невысокие дома с разноцветными крышами обрамлены деревьями с золотисто-красным отливом осенней листвы. Неподалеку на возвышенности расположилось деревенское святилище, обращающее на себя взоры…
Кроме того, на выставке были представлены картины народных художников РЮО Бориса Габараева и Аркадия Кумаритова, а также художников Анжелы Сабановой, Марии Догузовой, Сергея Цховребова, Валерия Санакоева, Рудольфа Бигулаева и многих других.

Алла ГЕРГАУЛОВА