/Творческое наследие Галати

Творческое наследие Галати

Итоги IX Международной научной конференции «Петербург и национальные музыкальные культуры: музыкальные традиции народов Кавказа», подвели в пресс — центре Sputnik Южная Осетия 10 декабря.

Конференция проходила в Санкт-Петербурге с 3 по 5 декабря и была приурочена к 130-летию со дня рождения Бориса Галати. В центре внимания конференции были музыкальные культуры народов Кавказа в их многообразии традиций, контактов, взаимовлияний и исторических судеб.
Как отметила заслуженный работник культуры Северной Осетии, кандидат филологических наук и руководитель музея им. Б. Галати Лиана Гаглойтэ, наследием Бориса Галати участники конференции, по их подсчетам, занимаются уже 40 лет.
«Сегодня строго встал вопрос о передаче этого фольклорного наследия в Осетию. Дело в том, что появились новые исследователи, фольклористы, ансамбли, и чем дальше, тем острее стоит вопрос, чтобы донести до следующего поколения нашу культуру и наше богатство», — сказала Гаглойтэ.
По ее словам, 700 песен Галати были переданы Фонду культуры имени Галати после заключения соглашения с Институтом русской литературы: «Это наша большая победа!». При этом руководитель музея им. Бориса Галати отметила, что получить записи песен Галати было затруднительно, но увидев хорошую работу культурного фонда, сотрудники института все же заключили с ними договор.
На научной конференции в Санкт-Петербурге Лиана Гаглойтэ прочитала доклад на тему: «Галати — наследник петербургских и ленинградских музыкальных традиций».
В свою очередь о прошедшей конференции рассказал и кандидат экономических наук, учредитель Фонда культуры им. Аслан — Гирея Галати, гендиректор Центра «Содействие» Андрей Габараев.
«Проведение конференции, посвященной Кавказу, началось именно с Бориса Галати — это очень значимый фактор, который следует учитывать. Все наследие Галати должно вылиться в культурный музыкальный центр, и я не побоюсь сказать, что это будет центр, который объединит весь Кавказ», — подчеркнул он.
Габараев объяснил это тем, что тема Кавказа в Петербурге прошла впервые, и началась она с осетин. Также первым вышел сборник «Осетинские народные песни» — ни у чеченцев, ни у кабардинцев, ни у адыгейцев, ни у кого такой книги нет: «И эта книга стала учебником!».
По словам Андрея Габараева, именно этот труд и побудил Российский институт искусств проводить такую конференцию.
«Мы ставим уже вопрос о введении галативедения. Это наука, которая должна быть поднята на заслуженную высоту», — заявил учредитель Фонда.
Как рассказал Габараев, на научной конференции было представлено семь осетин, таких как доктор философских наук, культуролог, руководитель Аланской культуры в г. Ярославль Татьяна Дадианова, эпосовед, кандидат исторических наук, замдиректора Института истории и археологии РСО – Алания Рустем Фидаров, музыкант-исполнитель, завуч Цхинвальского музучилища им. Ф. Алборова Сармат Кабисов и другие.
«Мы донесли до своих коллег обработанные аудиоматериалы Галати, записанные с 1928-1929 гг., которые можно слушать, монтировать, идентифицировать. Это те материалы, которые войдут в Фонд мирового культурного наследия», — сказал Габараев.
На конференции Андрей Габараев выступил с докладом «Технология обработки аналоговых записей, их перенос в цифровую систему и формирование мирового банка фольклорного наследия».
Также на конференции выступил историк, кандидат философских наук Коста Дзугаев. Темой доклада Коста Дзугаева была «Нарты – дети Солнца: императив свободы». Он отметил, что ему редко доводилось видеть такого уровня мероприятие, которое удалось сделать в Российском институте истории искусств.
«Перед нами стоит задача ввести наше творческое наследие, которое оставил Борис Галати в научный музыковедческий культурный оборот осетинского народа. Другие народы мечтают о такой фигуре, как Аслан — Гирейя Галати, а у нас она есть. И хорошо, что успели основной его массив зафиксировать. Теперь просто нужно с ним работать», — утвердил Дзугаев.
Напомним, Аслан — Гирей Галати является одним из классиков отечественной этномузыкологии, фольклорист, основоположник осетинской композиторской школы. Будучи одним из ярких представителей Петербургской (Ленинградской) научной школы фольклористики, задал векторы развития по основным направлениям осетинского музыкального искусства и науки: композиторству, дирижированию, этномузыкологии. В каждом из видов творчества он оставил потомкам высокопрофессиональные образцы.
Антонина САНАКОЕВА