Театр как инструмент преобразований в обществе

Одной из характерных особенностей современного общества является обострение социальных проблем, усугубление различных пороков и негативных процессов. Южная Осетия, где помимо всего прочего общество пережило 25 лет агрессии в самых ее различных формах, начиная от информационной и завершая военной, не стала исключением. Более того, бороться с социальными недугами из-за последствий агрессии стало на порядок сложнее, ведь для этого требуется немало средств, масса подготовленных кадров и хорошо отлаженная государственная система. Тем не менее, необходимость решения проблем, от этого становится не менее актуальной. И в первых рядах тех, кто может и должен способствовать позитивным переменам в сознании общества, препятствовать процессам морально-нравственного упадка, стоят служители Мельпомены.

Специфика психологической атмосферы театра, энергетический обмен актёра и зрителя, массовость восприятия и непосредственная спонтанность реакции публики даёт основания утверждать, что театр воздействует на общественное мнение и вообще связан с жизнью общества более других видов искусств. Человек получает наглядный урок того, как должно и как нельзя поступать в той или иной ситуации, к каким последствиям может привести то или иное действие. Отождествляя себя с героем, зритель соотносит с собой социальные нормы, у него появляется стимул приблизиться к нравственному идеалу. Соединяя в себе и используя возможности нескольких искусств, театр требует от «третьего участника спектакля» – зрителя соучастия и высокого уровня развития воображения.

Породить раздумья о смысле человеческого существования, о глубинах человеческой души – благородная и необходимая цель искусства вообще, в том числе в искусстве театра. Может ли сегодня юго-осетинский драмтеатр оказывать влияние на умонастроения нашего общества, способствовать его преобразованию, используя методики и технологии социального театра, насколько перспективно это направление для нашей труппы и может ли сегодня человек стать благороднее с помощью театра, – эти вопросы мы задали директору Юго-Осетинского госдрамтеатра Филиппу Каджаеву.

«Безусловно, предназначение театра заключается именно в этом. Театр должен ставить не только спектакли, которые развлекают зрителя. При выборе репертуара прежде всего делается акцент на социальную составляющую спектакля. И хотя сегодня в современных театрах больше ставят богемные спектакли, мы должны понимать, что живем в век сложных межличностных отношений, утери прежних ценностей, скрепляющих общество. Поэтому и режиссеры, и актеры должны ориентироваться не на стандарты массового искусства, а осознавать, какая огромная задача стоит перед ними», – отмечает Филипп Каджаев.

По словам директора театра, сегодня служители Мельпомены просто не имеют права ставить спектакли, где не раскрываются проблемы общества, где не слышно некоего послания обществу о необходимости остановиться и осмыслить свое сегодняшнее состояние. «Мы всегда задаемся вопросом – о чем будет думать зритель, уходя из театра», – говорит Филипп Каджаев.

Он согласен с тем, что театр на сегодняшний день является мощным инструментом социальных преобразований и что обращение к социальной проблематике в репертуаре театра, с учетом эмоционального и психологического воздействия, которое происходит на сцене, может стать эффективным средством борьбы со многими пороками и негативными явлениями в обществе. Во время спектакля режиссер и актеры помогают зрителю пережить сложные моменты во взаимоотношениях людей, найти выход из сложной ситуации. Наглядное решение проблем личности через игру театрального персонажа может доходчивее объяснить многое такой чувствительной и сложной аудитории, как подростки и молодежь в целом. Созданный образ может помочь юным зрителям глубже раскрыться, больше внимания уделить собственной внутренней реабилитации, пересмотреть взгляды, сделать переоценку ценностей, найти необходимый и часто ускользающий в реальной жизни выход.

Ощутимая нехватка молодого актерского состава в труппе театра заметно усложняет работу в сфере молодежной тематики. Еще одна проблема – полное отсутствие современной национальной драматургии, способной по-новому смотреть на процессы, происходящие в сегодняшнем обществе. Сегодня акцент в театре должен ставиться на актуальные процессы, происходящие в нашем социуме, считает руководитель театра.

Пробел в этом направлении, пожалуй, восполняют старые пьесы в новой постановке. Один из таких спектаклей – «Шахматы» Владимира Ванеева, где в яркой, сатирической форме высмеиваются такие пороки общества, как коррупция, кумовство или хионизм, ярко процветающие сегодня.

«Когда зритель смотрит такие спектакли, он в образах, созданных актерами, узнает своих соседей и знакомых, которые поступают так же», – отмечает Филипп Каджаев.

Еще одним примером яркой постановки на социальную тему является спектакль «Райская дорога в ад» режиссера Тамерлана Дзуццова, премьерный показ которого состоялся в конце прошлого года.

Спектакль посвящен злободневной проблеме и повествует о судьбе молодых людей, попавших в наркозависимость.

В целом, несмотря на имеющиеся сложности, юго-осетинский госдрамтеатр намерен в дальнейшем более активно затрагивать в своих постановках наболевшие проблемы общества. В этой связи становится актуальным вопрос поиска новых методов и технологий театрального действа. Сегодня, работая по социальной проблематике, многие театры отходят от классической, академической модели проведения спектаклей, в частности, используя технологию управляемой дискуссии, которая проходит после просмотра спектакля. Участниками дискуссии являются зрители и актеры, которые вступают в диалог со зрителями, не выходя из образа, то есть от имени своего персонажа. Ведущим дискуссии при этом является режиссер спектакля. Он задает вопросы, поднимает проблемы, направляет разговор в русло, позволяющее зрителям почувствовать, понять атмосферу спектакля, высказать свое мнение к словам и поступкам героев, поделиться впечатлениями, дать советы персонажам, которым не удалось решить свои трудности на сцене.

Тем самым театр позволяет удовлетворить потребности зрителя в проживании разных ролей, эмоций, дает ему опыт преодоления личностных и социальных проблем, помогает сформировать свое отношение к проигрываемому реальному жизненному сценарию, стать автором и актером собственной модели поведения в сложной ситуации. И хотя Юго-Осетинский театр относится к категории академических, использование элементов, свойственных социальному театру, может дать новый импульс в деле решения проблем нашего социума, наиболее ярко проявляющихся на сегодняшний день.

А пока труппа театра решает текущие задачи, в числе которых подготовка нового сезона уже в новом здании. Руководство театра и режиссеры определяют, какой постановке выпадет почетная миссия открытия этого по сути исторического сезона.

Помимо этого, обсуждается вопрос о постановке В. Шекспира на югоосетинской сцене, поскольку в этом году международное театральное сообщество проводит Шекспириаду. Как отмечает Филипп Каджаев, для юго-осетинской труппы Шекспир давно «свой» автор. Еще одной новой постановкой станет сказка «Волшебное кольцо» Гроссмана. Уже осуществлён перевод пьесы на осетинский язык, происходит распределение ролей.

В планах театра – затронуть и историческую тематику. Особенно актуальным это направление стало в свете сегодняшних попыток переписать историю и присвоить историческое наследие осетинского народа. Поэтому, как считает директор театра, тема исторического наследия должна найти свое отражение в репертуаре юго-осетинского драмтеатра. В советское время периодически ставились спектакли на исторические темы, но за последние годы из-за отсутствия условий, соответствующих декораций, сценической одежды и другого, это направление оставалось неосвоенным.

А. ГЕРГАУЛОВА