«Шахматы» как зеркало нашей реальности

В субботу, 31 мая, в Юго-Осетинском драматическом театре им. К. Хетагурова состоялся спектакль «Шахматы».

Повышенно эмоциональная реакция зала на этом спектакле, поставленном по мотивам пьесы «Шахматтæ» драматурга Владимира Ванеева, прочитанной внимательно и в то же время свежо,- явление уже настолько неоспоримое, что не имеет смысла в очередной раз говорить об актуальности известных типажей и сюжетов. Заметно усиливая в своей постановке легко читаемые параллели и переклички с современностью, изначально заложенные в основной теме, ситуациях и характерах пьесы, режиссер Эдуард Келехсаев не прибегает ни к вульгарному утрированию, ни к огульной перестановке акцентов. Он всего лишь перемещает действие из века минувшего в век нынешний, где особенности цхинвальской жизни отражены так правдиво и метко. Сегодня деньги – самая актуальная тема.

О них можно говорить до бесконечности – где их взять, желательно с наименьшими усилиями, на что потратить, куда вложить и кому завещать. Богатство оказалось не только всемирным эквивалентом, но и могучей разрушительной силой, похлеще оружия массового уничтожения и разрывных пуль. Алчность и жадность пошатнули семейные устои и нравственные ценности главного героя со звучным именем Амагельди Сахъмалиевич (Вильгельм Хасиев), который, почувствовав вкус денег, из обычного тунеядца, сидящего без работы, превращается в председателя совхоза, после становится начальником Дорстроя, а затем метит и в депутаты. Жажда к наживе виртуозно извлекла из глубины души главного героя, да и других тоже, самые черные помыслы, лишили покоя, остатков совести и принципов. В спектакле минимум режиссерских придумок и новаций, которые сегодня все чаще становятся самоценными, заменяя собой раскрытие темы, умение прочитать текст. Главный же на сцене актер, характеры, за которыми так интересно наблюдать. Они такие разные и убедительные. Спектакль держит зрителя в напряжении еще и потому, что актеры не торопятся раскрывать карты, они постепенно посвящают зрителя в тайны своих героев, манят переменой акцентов, интригуют и удивляют. А что же главный герой?

Похоже, раскаяние к нему не пришло. Он смело взбирается по социальной лестнице, видя в деньгах свое главное счастье, напрочь забыв о том, что если в душе не живет гармония, именуемая настоящим счастьем, человек со временем задыхается. Вот такая простая история, о которой в финале главный герой говорит: «Это уже темный лес». Он для него так и остается темным навсегда. Это лес человеческих страстей, алчности и смутных чувствований. Результат спектакля свидетельствует о том, что внятность и новизна собственного высказывания, звучащего в унисон с авторским замыслом, а не в противовес ему, вопреки моде остается одним из главных критериев режиссерского профессионализма. Эффект же узнавания сегодняшней реальности в истории давно минувших дней достигается путем нахождения той золотой середины, когда классическое произведение не превращается в музейный экспонат, но при этом и не становится жертвой варварской перелицовки.

Вместе с тем, актерский состав и режиссер умелой игрой ярко показали пороки сегодняшнего югоосетинского общества. Главный герой, будучи простой «пешкой», пресмыкающейся перед тем, кто его назначает и продвигает, сам превращается в коррумпированного тирана, его подчиненные, в свою очередь, раболепствуя перед «пешкой», также не забывают о своих личных интересах. Ярко изображенная картина всеобщего мздоимства, несмотря на искрометный юмор, создает ощущение безысходности, некоего порочного замкнутого круга, который некому разорвать.

Еще более запоминающейся получилась концовка спектакля, где главный герой Амагельди Сахъмалиевич принимает решение, с благословения своего покровителя, баллотироваться в депутаты и начинает раздавать обещания одно несбыточнее другого.

Видимо, в этом и есть одна из важнейших функций театра – с помощью юмора и сатиры показывать пороки общества, объяснять их зрителям. Судя по бурной одобрительной реакции зала, замысел удался.

А. ГЕРГАУЛОВА