Об успешных гастролях и новых горизонтах

Ноябрь оказался для Юго-Осетинского госдрамтеатра победным. Труппа успешно выступила на трех престижных международных фестивалях, получив дипломы и другие награды. Об этом журналистам в мультимедийном пресс-центре «Спутник-Южная Осетия» рассказали художественный руководитель театра Тамерлан Дзудцов и молодая перспективная актриса Инга Маргиева.

 Они поделились деталями театрального рейда, охватившего фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «Art Окраина» в Санкт-Петербурге, фестиваль «Южная сцена» в Нальчике и VIII фестиваль национальных театров «Сцена без границ» во Владикавказе.

На суд зрителя и жюри трех фестивальных площадок югоосетинский театр подготовил три спектакля – «Фандо и Лис» Фернандо Аррабаля, «Лес» Александра Островского и «Кровавую свадьбу» Владимира Гаглоева.

«Ноябрь для нас оказался очень плодотворным. Везде наши спектакли были приняты очень хорошо и мы получили серьезные награды. «Фандо и Лис» был признан лауреатом фестиваля «Art Окраина», на «Сцене без границ» мы получили сразу три номинации, в том числе за современное прочтение русской классики. На фестивале «Южная сцена» нам досталась награда за лучшую женскую роль», – сообщил Тамерлан Дзудцов.

Помимо этого, на фестивале «Сцена без границ» югоосетинским артистам Виталию Наниеву, Георгию Багаеву и Жан-Жаку Харебову в соответствии с указом главы РСО-А Вячеслава Битарова вручили почетные звания заслуженных артистов Северной Осетии.

 По словам худрука, критики очень хорошо приняли спектакли югоосетинского театра, высоко оценив как режиссерские работы, так и сценографию и игру артистов.

Он уверен, что театр не должен замыкаться в ограниченном пространстве, а наоборот ездить с гастролями, участвовать в фестивалях, показывая свои спектакли и артистов, позиционировать себя в театральном мире.

Как отметил Тамерлан Дзудцов, в перспективе Южная Осетия намерена провести свой международный театральный фестиваль под названием «Кавказский дом». Правда, для этого нужно дождаться окончания строительства нового здания театра, а также гостиницы.

«Я получил поддержку на всех уровнях, остается ждать строительства театра и гостиницы, чтобы наши гости, приехав, сразу не были вынуждены уехать. А поездки еще будут. В будущем году у нас снова намечены гастроли и участие в международных фестивалях.  Наш театр мы будем открывать постановкой «Фатимы» Коста Хетагурова. Этот спектакль мы также должны повезти, чтобы заявить о своем национальном начале», – сказал худрук.

Дзудцов напомнил, что зарубежный зритель всегда положительно воспринимает осетинские национальные спектакли. «В 2004 году в фестивале «Радуга», где был представлен спектакль «Амран», мы шокировали всех. В хорошем смысле. Спектакль произвел сильнейшее впечатление на критиков, которые были в бешенстве от того, что раньше не знали ни нас, ни автора Елбыздыко Бритаева», – сказал Тамерлан Дзудцов.

Он добавил, что Елбыздыко Бритаев написал пьесы, которые можно успешно представить в мировой драматургии. «Но мы ничего не делаем, чтобы продвигать национальную драматургию и свой театр», – отметил худрук театра.

Для начинающей актрисы, выпускницы Щукинского училища Инги Маргиевой участие в международном фестивале стало успешным дебютом. Выезжая на фестиваль, она рассчитывала познакомиться с игрой артистов других театров на фестивале, однако это ей не удалось. «Мы ехали с большими надеждами, хотели не только показать свой спектакль, но посмотреть и другие. К сожалению, такой возможности у нас не было, фестиваль в Нальчике был как-то странно организован, мы отыграли спектакль и тут же уехали. Я считаю, что фестиваль – это обмен опытом, иначе я не вижу смысла участия в таких фестивалях», – рассказала молодая актриса.

Она обратила внимание на нехватку профессиональной критики в Южной Осетии, которая играет не последнюю роль в творческом развитии артистов.

«В рамках одного театра очень сложно развиваться. В Кабардино-Балкарии четыре театра, в Северной Осетии – восемь, в Дагестане – 14, а в Южной Осетии всего один. Хвалите нас, мы это очень любим, но иногда не хватает хорошей, профессиональной критики со стороны человека, понятного, конструктивного разбора спектакля, чтобы у нас была возможность учиться на замечаниях», – сказала молодая актриса.

Слова Инги Маргиевой дополнил Тамерлан Дзудцов. Он отметил, что среди молодежи нет желающих выучиться на критика или на драматурга.

Худрук театра также рассказал, что в 2019 году Щепкинское училище вновь примет очередной поток студентов из Южной Осетии.

По словам Тамерлана Дзудцова, в Юго-Осетинском госдрамтеатре в новом году ожидаются определенные новшества.

Будет введен запрет на вечерние спектакли для детей до 12 лет. Кроме того, в новом здании театра появится и синхронный переводчик, чтобы гости республики тоже смогли посещать спектакли госдрамтеатра на осетинском языке.

«Есть желание артистов сыграть на русском языке. Есть зритель на русский спектакль. Мы ничем не ущемляем осетинский национальный театр, если какие-то спектакли будем играть для русскоязычной публики», – сказал худрук театра.

«Мой главный спектакль еще впереди», – сказал на пресс-конференции журналистам Тамерлан Дзудцов.

«Я к нему иду, и любой режиссер скажет вам, что свой главный спектакль он еще не ставил, потому что он всегда впереди. Но к спектаклям, которые я ставил, я возвращаться не хочу. Это отвлекает, и я боюсь, что того шарма уже не будет. Я хочу ставить что-то новое, и те спектакли, которые мы хотим поставить, будут сильнее. Потому что у артистов есть амбиции, и это тот локомотив, который ведет театр», – сказал он.

В заключение пресс-конференции художественный руководитель юго-осетинского госдрамтеатра подчеркнул, что новый театр, возможно, сможет воспитать нового зрителя, но многое в этом вопросе зависит от самих любителей театра.

«Если вы будет приходить в театр в вечерних платьях и костюмах, сдавать верхнюю одежду в гардероб и так проходить в зал, на вас будут смотреть и брать пример. Мы на сцене играем для зрителя, а заставить его стать образцовым должен сам зритель, своим поведением, своим отношением. В этом есть соль», – сказал он.

И. ТЕДЕЕВА