История в лицах, или кто Адам Безродный

На прошлой неделе в культурной жизни Южной Осетии прошли памятные мероприятия, посвященные Дню Республики и связанные с именем одного из самых незаурядных представителей юго-осетинской интеллигенции – Григория Сесеевича Котаева. В этом году ему исполнилось бы 90 лет.

Народный художник Южной Осетии, член Союза художников СССР, лауреат Государственной премии имени Коста Хетагурова, талантливый публицист и сатирик, общественно-политический деятель, один из основателей Фонда Возрождения Южной Осетии, газеты «Вестник Южной Осетии» – это лишь неполный перечень его многочисленных ипостасей, в каждом из которых он добивался успеха, оставляя яркий след.

Все, кто так или иначе соприкасался с его творчеством и деятельностью, в первую очередь отмечали его многогранность, глубину мысли и основательность, независимо от того, чем этот человек занимался.

Об этом и многом другом вспоминали участники презентации книги первого президента РЮО, академика, Людвига Чибирова о Григории Котаеве.

«ЖИЗНЬ ВО БЛАГО»

Книга, выпущенная издательством «Республика» при поддержке Президента РЮО Анатолия Бибилова, вызвала пристальный интерес общественности и живые отклики в процессе обсуждения.

В презентации книги приняли участие Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, экс-президент Леонид Тибилов, представители осетинской диаспоры из Турции, делегация Северной Осетии-Алании, общественность республики, друзья и коллеги Григория Котаева.

В книге повествуется о насыщенной и яркой жизни известного художника, основных вехах его творческой биографии и также раскрывается его образ как общественно политического деятеля, талантливого публициста.

Отдельно автор остановился на человеческих качествах Григория Котаева, позволивших ему завоевать уважение и авторитет в осетинском обществе.

 «Григорий Сесеевич был один из лучших представителей творческой интеллигенции Южной Осетии. Это был необыкновенный человек. Все достоинства, все, что бывает в человеке хорошего, словно были сфокусированы в этой личности. Я не знаю лучшего портретиста в Осетии. Он фактически оставил нам летопись осетинского народа в своих картинных галереях», – сказал Людвиг Чибиров, вручив первый экземпляр своей книги главе государства Анатолию Бибилову, который выразил слова благодарности автору и отметил, что, Григория Котаева можно по праву назвать выдающейся личностью, оставившей яркий след в истории и памяти своего народа.

Благодарные и теплые отзывы прозвучали и со стороны других участников презентации. Собравшиеся вспоминали и его публицистическую деятельность, острые сатирические материалы в газете «Вестник Южной Осетии», чаще всего выходившие под псевдонимом Адам Безродный. В них автор точно и метко отображал суть происходящих процессов. Многие его оценки и сегодня вполне актуальны.

Аналогичные по духу и содержанию выступления прозвучали и на выставке работ Григория Котаева «Наследие», которая также стала событием в культурной жизни Республики.

МЕНЯ ПЛЕНЯЕТ ОБРАЗ ТВОЙ

Столь единодушное отношение к фигуре Григория Котаева не случайно.Один из самых успешных учеников Махарбека Туганова родился 25 апреля 1926 года в селе Ногир Северной Осетии, где его родители оказались, спасаясь от геноцида со стороны Грузии в 1920 году. Спустя некоторое время семья Котаевых возвращается в Южную Осетию. Интерес Григория Котаева к живописи проявляется с детства и стал причиной его поступления в Цхинвальское художественное училище, где он познавал основы живописи у знаменитого Туганова – основателя осетинского художественного искусства и заодно Цхинвальского художественного училища.

Образование по профилю Григорий Котаев продолжил в Московском институте прикладного и изобразительного искусства, а затем в Тбилисской академии художеств. Позже его ждала ленинградская школа живописи, где он также добивается успеха. Его дипломная работа «Наука и труд» была предложена для оформления станции «Технологический институт» Ленинградского метрополитена. В 1958 году он становится членом Союза художников СССР.

Вернувшись с учебы, художник участвует в многочисленных художественных выставках, пишет много картин, его работы экспонируются на выставке художников Абхазии, Аджарии и Южной Осетии в 1957 году в Москве, на вернисаже молодых художников Закавказья в 1958 году, Всесоюзной художественной выставке 1961года и др.

В этот период мастер создает такие шедевры как «Бега Кочиев», «Сослан-Давид и Тамара», «Женщина в красном» и другие.

Тогда же Григорий Котаев вместе с художниками У. Гассиевым и М. Кокоевым занялся росписью Юго-Осетинского госдрамтеатра. Темой для фресок стали сюжеты Нартовских сказаний, ставшие частью мировосприятия жителей Южной Осетии. Росписи Котаева остались в памяти многих поколений цхинвальцев, став одним из знаковых образов, олицетворяющих картину тогдашнего Цхинвала. Неслучайно со стороны общественности звучали требования восстановить в новом здании театра прежние росписи, знакомые большинству жителей Республики с детства.

В числе главных тем его творчества непременно присутствует национальный колорит, народная героика, образы незаурядных личностей независимо от статуса и положения. Сегодня трудно представить любой будущий учебник истории Осетии без картин и иллюстраций Григория Котаева. Полотна мастера на исторические темы в том или ином формате встречаются практически везде в нашей повседневной жизни. Трудно найти кого-то, кому не знакомы образы Ос-Багатара, аланского царя Худана, матери царицы Тамар Бурдухан, Сослана-Давида и царицы Тамар, лидеров национально-освободительного движения 19 – начала 20-го веков – Бега Кочиева, Махамата Томаева, Антона Дриаева и Исака Харебова.

Отдельным рядом представлены портреты людей, прославивших Осетию на ниве науки, литературы и культуры в целом – «Коста Хетагуров», «Васо Абаев», «Юрий Кучиев», «Нафи Джусойты», «Махарбек Туганов». В его работах можно встретить и образы представителей югоосетинской интеллигенции, современников и друзей художника, включая Людвига Чибирова и многих других.

Серию картин Григорий Котаев посвятил теме материнства и женской красоты.

Диапазон художественного творчества Г.Котаева был широк и разнообразен. Он одинаково успешно работал в области монументальной и станковой живописи. В центре его профессионального внимания как портреты, так и пейзажи, графика, натюрморты и даже карикатуры.

В общей сложности он создал более 110 полотен и рисунков. Но больше всего в памяти зрителей остаются его портреты.

Портретные работы Григория Котаева имеют свой индивидуальный почерк. Мастер стремился не только передать образ того или иного человека, будь то исторический персонаж или его современник. При взгляде на его картины мы видим интеллектуальное созерцание, осмысление внутреннего мира изображаемого человека.

Очень часто его герои вбирают в себя не только сиюминутный образ, а весь мир смыслов человеческого бытия, – их внутренний мир полон глубоких размышлений и свободен от эфемерности мимолетных страстей и эмоций.

Григорий Котаев в своих портретных работах большое внимание уделял глазам, которые в буквальном смысле становились зеркалом души героев картин. Удивительно точно ему удавалось передать характерный взгляд своих современников, взгляд словно «проходящий» сквозь зрителя и передающий индивидуальные особенности человека.

Он не только передавал в пластических формах линии и краски живого лица, но и одновременно представлял свою интерпретацию изображаемой личности. Картины Григория Котаева создают эффект присутствия, у зрителя, смотрящего на портрет, возникает ощущение присутствия изображенного человека. К этой цели мастер явно стремился осознанно.

Глубокий взгляд, сильные выразительные лица, одухотворенные и живые – вот что надолго остается в памяти зрителя. Этому способствует и искусный подбор фона картины, который помогает зрителю сфокусировать свое внимание на лице, придает нужный эмоциональный окрас, совпадающий с восприятием самого художника.

Такое возможно лишь тогда, когда художник вживается в образ своих героев, словно без их ведома постигая духовный мир, а не только черты лица.

Его коллеги по цеху отмечали незаурядное мастерство, с которым Григорий Котаев работал в самых различных жанрах станковой живописи, идеально владея рисунком и цветом и, что не менее важно, тончайшим чувством композиции.

В его работах, к какому бы жанру они не относились, обращает на себя внимание прежде всего высокий художественный уровень и композиционная культура в разных формах выражения, отличающаяся художественной завершенностью.

И. ТЕДЕЕВА