Честность в команде: Ванда Тибилова о бизнесе, политике и любви к цветам

Сила женщины в ее слабости, гласит известная цитата. Безусловно, это так. Но иногда жизнь распоряжается несколько иначе, а судьба каждого человека полна самых разных «сюрпризов» и испытаний. В современном мире с его жесткими требованиями женщины уравнялись в своей выносливости с сильным полом. Наравне с мужчинами они строят свой бизнес, создают проекты, занимают высокие политические должности. Не отказываясь от природного предназначения – они остаются хранительницами домашнего очага. И это далеко не европеизированный облик сильной женщины. Несмотря на то, что в Южной Осетии общество испокон веков патриархальное, примеров «железных леди» достаточно и у нас. Зачастую общество смотрит на сильных независимых женщин с некоторой настороженностью, а ее успехи скорее вызывают скептицизм, нежели восхищение. Ведь сильная женщина уже не понятна окружающим в привычном традиционном восприятии, так же как и внешние атрибуты ее успеха — машина, собственное жилье, устойчивое финансовое положение. Все это будет вызывать людские пересуды. У медали всегда две стороны. Как рождается успех, и сколько уровней сложности надо пройти в игре под названием «жизнь», как слабые девочки становятся сильными женщинами. Об этом в интервью газете «Южная Осетия» рассказала глава Дзауского района Ванда Тибилова.

– Ванда Николаевна, кто Вы по образованию?
– Я окончила факультет языков народов СССР в Северной Осетии. Я филолог. Год проработала по профессии. Второе высшее образование у меня юридическое. Родители хотели, чтобы я стала врачом. Но я не могу наблюдать страдания человека, боль, кровь, поэтому я не рискнула идти в медицину.
– По меркам Южной Осетии Вы серьезная бизнесвумен. С чего Вы начинали и почему остановили выбор именно на бензине?
– Я этот бизнес строила 25 лет, а сейчас передала сыну. До развала Союза я работала в рай-исполкоме. Потом настали плохие времена, разруха и безработица 90-х годов. Работы не было и в Цхинвале начали повально реализовывать бензин. У меня был маленький ребенок, надо было становиться на ноги. Начинала я одна. Но единолично бы я такой бизнес не продолжила. Это было сложное время, процветали рэкет и разбои. В городах орудовали многочисленные криминальные группировки. Мне посчастливилось не сталкиваться напрямую с этим.
– Какой у Вас был стартовый капитал?
– У меня его и не было. Я брала партии под реализацию у родственника в Северной Осетии, который тоже занимался этим бизнесом, перевозила его сюда и продавала на ТЭКе. Тогда это был крупный рынок.
– Вам было сложно?
– Еще как. Зарабатывать приходилось ценой большого труда, потери здоровья. Мы же там круглый год под открытым небом работали. Вагоны позже поставили. В морозные зимние дни пальцы аж примерзали к канистре. Все, кто в тот период работали на рынке, изрядно подорвали здоровье. Я тогда жила в поселке Дзау на съемной квартире, где не было даже печки. Я ее не поставила, потому что приходила такая уставшая, что в таком состоянии я бы точно на ночь печь не растапливала. Рано утром на попутном транспорте обратно уезжала на рынок.
– Вы помните свою первую прибыль?
– Как сегодня. Это были мои первые 10 тысяч рублей. Мой первый доход с машины. И я даже боялась этой суммы. Не позволила себе и рубля потратить. Я начала копить сумму для старта своих продаж, чтобы не работать на кого-то. Собрать деньги было сложно, потому что часто обманывали. Тогда же на Эргнетский рынок приезжали грузины. Они могли забрать товар и 10 раз привезти деньги, а на одиннадцатый – обмануть и не оплатить покупку. Тогда приходилось возмещать ущерб из отложенной ранее прибыли. Ведь бензин был не мой личный.
– Ваши компаньоны в бизнесе – все мужчины. Стать равноправным партнером стоит большой выдержки и характера. Как Вам это удалось?
– Легче работать с мужчинами, чем с женщинами. Нас четверо компаньонов. Мы объединились, когда уже закрыли Эргнетский рынок. Я постепенно расплатилась с долгами и начинала расширять свои возможности, не без помощи партнеров. Постепенно мы купили одну заправочную станцию, потом построили еще одну.
– Из бизнеса Вы перешли в политику. Где сложнее?
– В политике, конечно. В бизнесе ты отвечаешь за себя. В должности политика ты несешь ответственность за людей. Каждый день принимаешь людей, у которых есть проблемы и ты думаешь как им помочь, принимаешь все это близко к сердцу. Мне трудно бывает смотреть на людей, которые нуждаются в помощи. Многие политики начинают сыпать обещаниями. Думаю, в политике, как и в бизнесе, главная опора – это честность. Я одна ничего не сделаю. При поддержке власти, правительства я буду стараться выполнять свои обязанности.
– Какого принципа надо придерживаться в бизнес-команде?
– Основа твердого бизнеса – это честность в команде. За столько лет работы у нас ни разу не возникло вопросов друг к другу из-за денег. Это высокий уровень доверия в общем деле. Мы легко можем передать друг другу деньги, не считая, и быть уверенными на все сто процентов, что там рубля никто не спрячет. Об этом нет и речи. Кому-то может показаться, что если припрятать немного от большой суммы, то это никто не узнает. Поверьте, этот факт обмана всплывет рано или поздно.
– Бизнесмены рациональные люди. Что важнее для капитала – много зарабатывать или меньше тратить?
– Деньги мне легко никогда не давались. Кому-то может показаться, что они падали на меня с неба. Я зарабатывала их очень тяжело. Поэтому я и трачу на себя тяжело. Лишних трат, бессмысленных покупок никогда не совершала. Могу легко расстаться с этой суммой денег, если вижу, что человек нуждается, ему нужны эти деньги на решение серьезных проблем, на здоровье, к примеру.
– Все равно у каждой женщины есть свой неприкосновенный список любимых слабостей, на который она потратится при любом нестабильном финансовом положении. Для Вас это что?
– Как и любая женщина, я люблю красивые туфли. Это моя слабость. Хорошая обувь и флакон любимых духов. Многие могут легко оставлять деньги в ресторане. Я предпочитаю все готовить сама. К любому празднику все блюда и закуски я готовлю сама. В нашем доме никогда не было покупной выпечки, или обеда из готовой кухни.
– У Вас есть увлечения?
– Знаете, много лет я развожу цветы. Это еще одна моя слабость и главное увлечение. Мой основной источник гармонии. Во дворе дома у меня высажено 200 кустов роз. Там все сорта, – “черная магия”, “черный бархат”, синие розы, желтые, «зебра», пестрая роза, всевозможные гибриды цветовых гамм. Из старых сортов еще советского периода несколько сортов “старая дева” и “слава мира”, а остальные все вновь выведенные. У синих роз через несколько лет цветения лепестки уже не держат изначальный цвет. Это у нас семейное увлечение. Мама всю жизнь цветы разводила. Уход за цветами требует много сил и времени, но душой я отдыхаю, ухаживая за цветами. Несмотря на позднюю осень, мои розы продолжают цвести. Каждое утро я обхожу и наслаждаюсь видом вновь раскрывшихся бутонов. А когда первый снег накрывает еще нераскрывшиеся бутоны, я неделю даже разговаривать ни с кем не хочу. Так жалко бывает смотреть на них.
Во дворе администрации Дзауского района Ванда Николаевна высадила хризантемы. А следующей весной в этом же дворе будут цвести розы, высаженные главой района.
А.ПАРАСТАЕВА