Ногбон – праздник доброго, благородного начала

Новый год – праздник, который отмечают все народы. Правда, исчисление те или иные народы ведут по-разному, но это уже религиозно-этнические особенности. Осетины в своем понимании встречи Нового года не придерживаются излишних национальных особенностей. Как и многие народы, они с одинаковой радостью принимают Новый год и по новому, и по старому стилю.
Отмечать Новый год 1 января – традиция позднего времени, настоящим Новым годом осетины в своем большинстве считают именно Новый год по старому стилю – «Ног Бон». Именно ночь с 13 на 14 января считается временем таинств и чудес. Завершение годового круга и его открытие в новом календарном году для осетин – это ритуал возрождения и продолжения жизни.
Для того, чтобы обезопасить свой дом от воздействия злых сил, у входа в дом над дверью вешались колючки. Колючки вешали также в кладовой, т. е. в месте, где хранились продукты, из которых потом готовили ритуальную пищу. Во все возможные места втыкали острые железные вещи, например, гвозди. Обводили острым ножом круг у входа в дом.
Каждый, кто исполняет народную традицию, пробует именно новогоднюю традиционную трапезу, обеспечивает себе в Новом году достойное, обновленное продолжение жизни, удачу. Из ритуальной пищи обязательным было печь пирог «Артхурон». Он посвящался солнцу и выпекался в форме солнечного диска. Предназначался только для членов семьи. Разрезали его на утро после наступления Нового года по старому стилю, кусками по количеству членов семьи.
И сегодня еще в пирог запекают монету: тот, кому она попадется, будет считаться материально обеспеченным в наступившем году.
Обычной же новогодней пищей можно и нужно было угощать всех, и чем больше, тем лучше. Прежде всего, это особые три ритуальных пирога, которые начинялись сыром, заранее приготовленным к новому году. Заранее надо было приготовить и масло, которым сдабривались пироги. Сам стол должен был быть изобильным. Обязательным на нем было мясо, приготовленное на огне (шашлык). Смысл был в том, что огонь обладает сакральными свойствами, и выступал в данном случае как некий осветитель трапезы. В Южной Осетии обязательно на столе должно было быть мясо свинины.
Новый год – семейный праздник, но многие приглашают соседей, родственников, друзей – встречать праздник в кругу близких гораздо веселее. Старший, ведущий стола, возносит молитву Богу и просит, чтобы все беды и невзгоды остались в старом году, а все, что было в нем хорошего, перешло в Новый год. В 12 часов, когда наступает Новый год, старший вновь возносит молитву, просит, чтобы Новый год принес всем новые блага, поручает семью и сидящих Богу и всем Его святым.
Застолье должно было быть веселым, оптимистичным, говорить надо было только о хорошем. Какой бы не был предыдущий год, нельзя было о нем плохо отзываться. В Новый год надо было вступать без долгов и освободившись от всех обещаний, и вообще всего негативного. Даже одеться надо было во что-то новое. Особым должно было быть поведение. Оно должно было быть освещено исключительно добрыми, положительными действиями. Надо было следить за своей речью. Нельзя было говорить ничего грубого, резкого, неприятного. Новый год – это праздник доброго, благородного начала. С каким сердцем и настроением его встретишь, так и пройдет весь год, считали наши предки.
Хозяйки к Новому году пекли фигурные пироги в форме полумесяца (мæй). Новолуние, по мнению осетин, считалось счастливым знаком. Пекли также фигурные изделия в форме различных животных – «басылта».
В ночь на Новый год в домах огонь и свет поддерживали до утра. После полуночи начинали стрелять, причем прицеливались как бы в луну, которую необходимо спасти от злых сил (майхорт). Было принято даже детям участвовать в защите луны от «майхорт». Они бросали камни в «злые силы».
Молодежь в новогоднюю ночь устраивала веселый обход с песнями, играми – «берката». Принято было и гадать в новогоднюю ночь. Последние сутки в уходящем году были насыщены ритуальными действиями, имеющими конкретную цель. Конечно, это не все традиции, по которым наши предки встречали Новый год.
Еще одной особенностью считался приход первого гостя на утро нового года. Все желали, чтобы порог дома переступил человек, считавшийся обладателем «хорошей ноги». Это мог быть пожилой мужчина или мальчик, почти никогда женщина. На людей с благодатной аурой даже определялась очередь посещения им домов селения. Дело это было благодарное, так как первого гостя в утро нового года всегда одаривали подарками.
По суевериям народа, под Новый год по земле гуляет злой дух, который причиняет людям недоброе, поэтому ставили колючки шиповника и репейника над порогом в потолке хлева.
Согласно поверью осетин, в новогоднюю ночь небо мгновенно разверзается. При этом непременно сбудется пожелание того, кто успеет тут же попросить о самом необходимом.
Ночь с 14 на 15 января известна под названием «Фыссæн æхсæв». В эту ночь выпекались три небольших, начиненных солью пирожка. Съев два, а третий положив под подушку, девушка ложится спать. Ночью начинает мучать жажда, и тот, кто подаст ночью во сне воду, может стать будущим супругом.