Неоценимое наследие: в Юго-Осетинском драмтеатре вспоминают Геора Хугаева

Юго-Осетинский государственный драматический театр отметит серией памятных мероприятий 100-летний юбилей известного осетинского драматурга, режиссера и писателя, народного артиста России Геора Хугаева.

Как сообщил нашей газете   худрук театра  Тамерлан Дзцудцов,  программа мероприятий стартует 21 апреля с показа спектакля «Сæтти æмæ Бæтти», поставленного по пьесе Геора Хугаева. Эта комедия, приобретшая широкую популярность в народной среде, ставилась на осетинской сцене в разное время разными режиссерами. Нынешнюю постановку осуществил режиссер и худрук Юго-Осетинского госдрамтеатра Тамерлан Дзудцов.

Помимо этого, в честь 100-летия со дня рождения Геора Хугаева намечено проведение и ряда других мероприятий. С их помощью югоосетинская труппа намерена напомнить общественности Южной Осетии о вкладе, внесенном замечательным драматургом, режиссером и писателем в развитие осетинской литературы и театрального искусства.

Геор Хугаев действительно сыграл значимую роль в становлении осетинской школы режиссуры и национальной драматургии, заняв достойное место в яркой плеяде выдающихся деятелей, чьи имена знает каждый уважающий себя театрал в Осетии. В их числе Владимир Хетагуров, Татаркан Кокойти, Залихан Чабиева, Мухтар Шавлохов и другие.

Без них сегодня сложно представить историю осетинского национального театра. Геора Хугаева отличало стремление работать на основе произведений осетинской драматургии, что обуславливало особую популярность его постановок. Выбор приоритетов в его творческой деятельности был сделан не спонтанно, Геор Хугаев неоднократно заявлял, что «национальный театр без своей драматургии – это не театр».

Он родился в 2022 году в селении Ногир, образованном беженцами из Юга Осетии, бежавшими из родного края в результате геноцида 1920 года. Школу Геор Хугаев закончил в Северной Осетии, после чего поступил в театральное училище во Владикавказе. Еще в юном возрасте он начал писать стихи, рассказы, позже стал сочинять одноактные пьесы, пробовал свои силы в переводе. В 1947 году Геор Хугаев поступил в ГИТИС на факультет режиссуры. В 1952 году после окончания вуза вернулся на родину и начал работать в Северо-Осетинском театре, занимаясь также переводом драматических произведений Шекспира, Шиллера, Гоголя, Чехова, Бомарше, Ибсена, Островского, Толстого, Горького и многих других авторов. Всего им было переведено более 30 классических и современных пьес. В 1984 году Геор Хугаев был удостоен Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского за постановку спектакля «Тимон Афинский» В. Шекспира на сцене Северо-Осетинского драматического театра. А в 2004 году он стал лауреатом Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска» в специальной номинации «За честь и достоинство». Ему также принадлежит идея создания и проведения во Владикавказе театрального фестиваля «Сцена без границ».

Геор Хугаев долгие годы проработал в качестве художественного руководителя в Северо-Осетинском академическом театре, но так получилось, что значительная часть его творческой деятельности была связана и с Юго-Осетинским драмтеатром.  На сценах  осетинских театров  юга и севера  Осетии он ставил «Амран» Елбыздыко Бритаева, «Хилакскую крепость» Владимира Ванеева, «Царь Едип» Софокла, «Король Лир» и «Макбет» Шекспира, «Ревизор» Гоголя, «Фатиму» Коста Хетагурова, «Тугæйдзаг чындзæхсæв» Владимира Гаглоева и др.

 Значительная часть его режиссёрских работставилось на сцене  Юго-Осетинского госдрамтеатра. Его драматургия  была востребована и другими режиссерами.. Коллеги из Юго-Осетинского госдрамтеатра высоко оценивают заслуги именитого режиссера и драматурга, подчеркивая, что он никогда не делил Осетию на север и юг. Несмотря на то, что Геор Хугаев родился, вырос и работал в Северной Осетии, он каждый раз с радостью откликался на приглашение с юга, стремясь внести свою лепту в развитии театрального искусства и в Южной Осетии.

В этой связи необходимо отметить тот факт, что помимо всего прочего, Геор Хугаев в числе многих известных представителей осетинской интеллигенции способствовал сближению культурного сообщества Осетии и развитию единого национального культурного пространства. Ценители национального театрального искусства и театральные критики обращали внимание и на другие грани его творчества. В частности, Геор Хугаев, как и многие другие деятели старой закалки, большое внимание уделял влиянию драматургии на формирование духовного мира или нравственной шкалы ценностей человека. С помощью создания ярких эмоциональных образов, используя иносказания, а также обращаясь к различным историческим и социальным примерам, он доводил до зрителя свои приоритеты в системе жизненных ценностей, стремясь доступными средствами показать в драматическом противостоянии правильность одних и неправильность других.

В свете сказанного, вне всякого сомнения, можно признать обоснованность нередко звучащего утверждения о том, что многоплановое наследие Геора Хугаева, ставшее отдельной эпохой в истории осетинской культура, еще предстоит должным образом осмыслить.

Алла ГЕРГАУЛОВА