Душа, наполненная музыкой

«Каприс» Паганини, прелюдия Рахманинова соль диез минор, «Размышление» Массне, « Кармен» Ваксмана, «Чардаш» Монти, «Oblivion» Пьяцоллы и многое другое прозвучало на сцене киноконцертного зала «Чермен», в исполнении известного скрипача, лауреата многих Всероссийских и Международных конкурсов, выпускника Петербургской консерватории Григория Тадтаева. Концертмейстером выступила сестра Григория – пианистка Анна Тадтаева, игравшая чутко и умело, как нельзя лучше поддерживая замыслы брата. Добавьте ко всему этому приподнятую атмосферу переполненного зала, хорошо продуманную программу, шарм музыкантов, и их доверительную манеру исполнения и вы получите полное представление о состоявшемся концерте.

В этот холодный весенний вечер в зале царила необычная обстановка напряженного и взволнованного ожидания. Одним словом, Тадтаевы никого не оставили равнодушным
Уверенные руки скрипача, свободно передвигающиеся по инст-рументу говорили о том, что он чувствует свой инструмент на котором играет с детства, понимает его и главное слышит. И наконец, вы задумываетесь о самом главном. О том, как он одарен, как от природы артистичен и естественен, в своих исполнительских порывах.
Мне он, почему-то напомнил американского пианиста – Вана Клиберна. У молодого артиста та же цельность романтического мироощущения, та же безыскусность чувств и его выражения, то же глубочайшее погружение в мир музыки. Подобно Клиберну, он этим свойством производит сильнейшее впечатление на слушателей. Будем надеяться, что ценнейшее качество, – умение погружаться целиком в мир звуков скрипач сумеет сохранить на протяжении всей артистической карьеры, по примеру Пабло Казальса, не утратившего этой черты и в девяносто лет.
Стоит ли писать подробно, как играет Григорий Тадтаев. Здесь слова покажутся блеклыми, поскольку надо будет для начала сказать, что он играет все так, будто сам впервые слышит и узнает звучащую под его сильными пальцами музыку. Радость перворождения музыки и способность передать это ощущение слушателям у Григория Тадтаева очень сильны и чувственны.
Его самое пленительное свойство как скрипача – владение певучей и плавной, словно пение самого лучшего певца, кантиленой. Отсутствие страха перед публикой подкреплено у него такой строго классической скрипичной выучкой (интонация, выбор темпа, логика развития музыкальной мысли… – все у него безупречно), вероятно многим из слушателей захотелось после его выступления поставить исполненные им произведения в число лучших произведений скрипичного репертуара. Чувств стиля? И оно сильно развито у него. Вспомнить хотя бы, с какой строгой сдержанностью и в то же время сковывая своего темперамента он играл «Сицилиану» Баха, «Метель» Свиридова, «Колыбельную Галаева, «Аве Марию» Баха Гуно, труднейший «Вокализ» Рахманинова и многое другое. «Пробуждение» Форе и « Гносиенна» Сати показали Григория Тадтаева, как художника огром-ного романтического накала. Слушатель чувствовал, как скрипач обнаруживал тонко развитое чувство ритма, гибкость в быстрой смене нюансов, темпов, настроений…
Должно было пройти некоторое время, пока Григорий и Анна Тадтаевы, тронутые теплой встречей слушателей смогли заиграть в полную силу своего дарования.
Вот зазвучали Прелюдия и allegro Крейслера, саундтрек из кинофильма «Список Шиндлера» и слушатели, захваченные совершенством этих творений, долго внимали, затая дыхание. Концерт закончился. Бурные овации слушателей еще долго не умолкали в зале.
В заключение концерта музыкант Григорий Тадтаев выразил благодарность Министерству культуры за предоставленную возможность выступить на Родине и заверил присутствующих, что в скором времени Тадтаевы снова вернутся в Южную Осетию с друзьями музыкантами с обновлённой программой и представят взыскательной цхинвальской публике
Немного из жизни музыкантов
Григорий и Анна родились в городе на Неве, здесь они закончили Санкт-Петербургскую консерваторию, Анна – по классу фортепиано, Григорий – по классу скрипки. Как-то мама известных музыкантов Светлана рассказывала, что для всей семьи Цхинвал – самое любимое место отдыха. Как только наступает 25 мая и звенит последний школьный звонок они уже 26 сидят в поезде, чтобы поскорее приехать в Цхинвал к бабушке и дедушке. Отец Григория Леонид Тадтаев, всерьез заинтересован занятиями детей музыкой. Он сам закончил музыкальную студию. Так что занятия музыкой в семье Тадтаевых, можно сказать, семейная традиция.
Григорий и Анна много гастролируют по странам Европы. С их творчеством знакомы слушатели больших и малых городов США от Атлантического побережья до Тихого океана. Они занкомят со своим творчестовм великих музыкантам, студентов университетов и просто перед ценителей академической музыки. Анну и Григория всегда и везде приветствуют тепло и большим энтузиазмом. Как-то в один из своих приездов в Цхинвал, Григорий рассказал об одной встрече с осетином, который уже давно живет в Америке. Беседа проходила не больше получаса и было видно, с каким большим удовольствием он общался на родном осетинском, что очень впечатлило его. Такая вот получилась трогательная история. Вообще осетинские корни музыкантов дают о себе знать. Это не только любовь к Осетии, ее красотам и природе, но и мощная энергетика Гриши и Анны в характере их игры.
И. ТЕДЕЕВА