Вопросы охраны памятников исторического наследия

Пострадавшие за годы грузинской агрессии объекты исторического и культурного наследия постепенно приходят в полный упадок. Государственные структуры уделяют вопросам их сохранения большое внимание.
8 октября в закоргане состоялось заседание Комитета по национальной политике, культуре, религии и СМИ, на котором обсудили вопросы охраны памятников исторического наследия РЮО, сообщила пресс-служба Парламента.
Как отметил глава Комитета Амиран Дьяконов, эта проблема актуальна в Республике и требует тщательного разбирательства. «За короткое время мы потеряли бесценные памятники архитектуры. Последний случай – снос здания облпотребсоюза, которое являлось памятником архитектуры. Хочется спросить исполнительные органы, к которым относится этот вопрос: почему у нас такое происходит? Нормативная база у нас создана, есть закон об охране объектов культурно-историчес-кого наследия, однако мы ежегодно теряем памятники архитектуры», – сказал Дьяконов.
Начальник отдела охраны памятников Министерства культуры Нелли Табуева отметила, что охрана памятников культурного наследия – это мировая проблема, а не только Южной Осетии. «С этим борются все, но мы маленькое государство и должны беречь каждый памятник нашего наследия», – сказала она.
Табуева рассказала о причинах, которые, по ее словам, мешают плодотворной работе. «Когда сносят памятники, мы об этом узнаем поздно. В этом есть своя причина. У нас только два штата, которые мы поделили на две части. Люди работают буквально на голом энтузиазме, без нормированного графика, порой проводя даже свои выходные на работе. Машина у нас тоже появилась недавно, и теперь мы можем чаще выезжать», – рассказала Табуева.
По ее словам, она предлагала главам районных администраций ввести по одной штатной единице инспектора по охране памятников. «Если бы штаты выделили, они работали бы на местах, и мы получали бы информацию более оперативно. Когда что-то происходит далеко, например, в Ленингорском районе, мы об этом узнаем поздно. В районных отделах культуры есть смотрители храмов, но мы не можем регулировать их работу», – поделилась Табуева.
По мнению Табуевой, надо создать самостоятельную организацию охраны культурного наследия. «Я считаю, надо отдел охраны вывести из минкультуры и создать самостоятельную организацию, которая будет более действенной. Когда мы открывались во время СССР, нам сказали, что временно будем в их составе, однако мы до сих пор в таком же положении», – подчеркнула она.
Табуева также отметила необходимость принятия государст-венной целевой программы перспективного сохранения памятников на 10-20 лет, и когда такая программа будет принята, то возможно, работа сдвинется с мертвой точки. «Мне кажется, государству стоит обратить серьезное внимание на охрану памятников. Все 1200 памятников в Южной Осетии нуждаются в ремонте, охране и т.д.», – отметила она.
А.Дьяконов поинтересовался у Табуевой, реагирует ли их ведомство на нарушения охраны памятников. Табуева отметила, что не раз обращалась в соответствующие инстанции. Однажды даже написала письмо в прокуратуру по поводу неправильного восстановления памятника Николаю Чудотворцу, но ответа так и не получила.
«Порой люди сами берутся за восстановление памятников архитектуры. Это, конечно, благое дело, но они тем самым их губят, ибо без специалистов этого делать нельзя», – подчеркнула она.
Директор Юго-Осетинского научно-исследовательского института Роберт Гаглоев отметил, что памятники архитектуры никто не имеет право трогать без разрешительных документов. По его словам, если есть необходимость в восстановлении, то надо пригласить специалистов в этой области. «У нас хороший закон, но он не исполняется», – отметил Р. Гаглоев.
Министр культуры Жанна Зассеева рассказала о предстоящей реорганизации отдела охраны памятников культурного наследия.
По ее словам, в обязанности Министерства культуры включили защиту, охрану, восстановление исторического и культурного наследия, для этого штатная единица заместителя министра преобразована в замминистра культуры – начальника отдела государственной охраны памятников исторического и культурного наследия. «Помимо этого мы подготовили большую пространную программу «Культурное наследие». Надо понимать, что наследие – это не только памятник, у нас ни одна могила Героя Советского Союза не состоит в реестре нашего культурного наследия. В реестре также не находятся памятники защитникам Отечества, симд, картины Махарбега Туганова или Бориса Санакоева. Все это предстоит сделать, над чем мы в скором времени будем работать», – рассказала Зассеева.
По ее словам, эта программа позволит значительно уменьшить проблемы связанные с охраной памятников. Глава Комитета А. Дьяконов предложил ознакомить Президиум Парламента РЮО с информацией по данному вопросу и рекомендовать ему обратиться в Правительство РЮО с просьбой об исполнении статьи 9 Закона «Об охране памятников культурного и исторического наследия».