В обеих частях Осетии Людмила Графовна Галаванова известна как многогранная личность: талантливая актриса, поэтесса и общественный деятель.
В детстве почти все девочки мечтают стать актрисами, но редко кому удается воплотить мечту в жизнь. «С тех пор как я осознала саму себя, мне всегда хотелось стать только актрисой. И фортуна улыбнулась мне. В год, когда я окончила среднюю школу, в Цхинвале был объявлен набор в школу-студию МХАТа. Недолго думая, я сдала туда документы, прошла конкурсные экзамены, и вскоре моя мечта стала осуществляться», – говорила Людмила Галаванова.
Процесс становления Людмилы Галавановой – выдающейся актрисы – был не прост. «В годы учебы во МХАТе на первых курсах даже шел разговор о моей профнепригодности, – рассказывала Людмила Графовна. – И только благодаря упорному труду я добилась каких-то результатов, потому что в первые годы я действительно не раскрывалась как актриса. Но надо сознаться, что для меня было очень важно признание моих коллег, коллектива, в котором я работаю. Однако долгие годы шлейф профнепригодности», преследовал меня».
Она не раз говорила о специфических особенностях работы в театре. По ее словам, во время работы над ролью нельзя играть другого человека, необходимо им стать.
На сцене Югоосетинского государственного драматического театра имени К. Хетагурова она достигла самых высоких вершин. Удивительным фактом, своеобразным рекордом является то, что три раза ставился на этой сцене спектакль «Ныййарæджы кадæг» («Сказание о матери») по одноименной пьесе писателя-прозаика, драматурга и публициста Владимира Гаглоева. Эта пьеса о трагической судьбе матери семи братьев из семьи Газдановых, погибших на полях Великой Отечественной войны. Первый раз спектакль был представлен Владимиром Каировым в 60-х годах, второй раз – в 80-х – Анатолием Азаревичем и третий раз – к 70-летию Великой Победы Тамерланом Дзудцовым. Уникален тот факт, что в роли матери погибших братьев – героев во всех трех спектаклях в главной роли на сцену выходила Л. Галаванова.
Ей было 29 лет, когда она впервые сыграла роль Тасо — матери братьев Газдановых. Во время показа спектакля во Владикавказе актеры со сцены замечали, что в зрительном зале периодически мелькали белые халаты врачей: кареты скорой помощи приезжали к зрителям, терявшим сознание. На спектакль были приглашены родственники и представители фамилии Газдановых. Успех был колоссальный.
По окончании спектакля, по старинному осетинскому обычаю («иронваендаг»), вдовы погибших братьев и другие представители рода Газдановых поднялись на сцену и встали на колени перед исполнительницей роли матери. За эту роль актриса была удостоена звания Заслуженной артистки ГССР.
На прошедшем в Северной Осетии в 2015 году VII Международном фестивале национальных театров «Сцена без границ» Л. Галаванова за эту работу была удостоена приза «Лучшая женская роль».
Именитый актер югоосетинской труппы Сослан Бибилов – партнер Л. Галавановой по спектаклю «Ныййарæджы кадæг» вспоминал, что в ходе представления она сама не проронила ни одной слезинки, в то время, как они – мужчины, многое повидавшие в жизни, не могли сдерживать эмоции, находясь за кулисами и осознавая, что это всего лишь игра, но игра настоящей актрисы!
Л. Галаванова никогда не придерживалась профессионально сложенных схем ни на сцене, ни в поэтическом творчестве. Однако она обладала редким даром – доносить свои искренние чувства до зрителей.
За мягкой, женственной внешностью Л. Галавановой скрывался цельный и стойкий характер.
Поэтическое творчество
Людмила Графовна начала писать в 42 года. «Этот процесс происходил независимо от меня. В моем сознании рождались стихи, и я их переносила на бумагу», – говорила она. Первые стихи были написаны на русском языке. Когда Людмила Графовна показала их Георгию Дзугаеву, то он посоветовал ей писать на родном языке. Так началась ее поэтическая стезя.
Пропуская через себя, размышляя и оценивая события окружающей действительности, тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, жажда о гармоничной, счастливой жизни — все это сливается в бурном потоке ее лирики.
Людмила Графовна написала множество книг и при этом никогда в жизни не помышляла писать стихи, а такой сложный жанр, как драматургия, казался ей недосягаемым.
Однажды ранним утром, рассказывала Л. Галаванова, когда еще не взошло солнце, нащупав в темноте спички, она зажгла свечку, сварила кофе и сидела, глядя в темноту, ни о чем не думая.
Вдруг перед глазами актрисы (поэтессы), словно в замедленной киносъемке, прошла вся пьеса: действующие лица, декорации, тема, идея и даже имена главных героев. Аналогично происходило рождение стихотворных строк.
Поэтическое творчество Л. Галавановой можно охарактеризовать ее собственными словами, вынесенными в заголовок одного из стихотворений: «Ныхас мӕ адӕмимӕ».
Волею судьбы Л. Галаванова была не только свидетелем, но и участницей многих исторических этапов становления Южной Осетии: членом народного движения «Адæмон Ныхас», депутатом первого и шестого Парламента РЮО, очевидцем трагических событий в новейшей истории с 1989 по 2008 гг, развала СССР и победы фашистского режима в Грузии, расстрелов беженцев, блокады Цхинвала, войны 08.08.08 и других…
Людмила Графовна всегда оказывалась в гуще политических событий, принимала участие во всех важных свершениях. Через призму гражданской лирики поэтессы можно даже проследить хронику событий в Южной Осетии, которые не могли не волновать Людмилу Графовну и как гражданина, и как женщину-мать.
Мысли о родине неизбежно рождали у нее надежды на ее свободу и независимость. Может быть, именно поэтому ее стихотворения, обращенные к народу, к различным политическим силам звучат столь правдиво и убедительно.
Весь ее творческий путь пропитан безграничной любовью к Осетии, которая отражается в многообразии патриотической, гражданской и любовной лирики.
Самое ее известное стихотворение «Мæ Ирыстон», благодаря талантливому композитору Тимуру Харебову стало песней, которая звучит во всех частях Осетии. Удивителен и тот факт, что «Мæ Ирыстон» известна и любима всеми, независимо от возраста. Ее смело можно отнести к песням, которые живут вечно, так как становятся достоянием, частью большой национальной культуры.
В 90-х годах она стала известна не только как артистка, но и как поэтесса.
Таких личностей, как Людмила Галаванова, природа дарит народу, быть может, однажды, в самый ответственный момент истории, с целью поднять выше знамя культуры.
Людмила Графовна Галаванова родилась 14 февраля 1937 года в г Цхинвале в семье служащих; отец, учитель математики, Граф Александрович Галаванов, пропал без вести на фронте в 1942 г., мать, учительница начальной школы — Дзасохова Ксения Тугоновна.
Заслуженная артистка ГССР народная артистка РЮО, лауреат премии имени К. Л. Хетагуррва, автор поэтических сборников, депутат Парламента РЮО I и V созывов.
Людмилы Галавановой не стало 20 октября 2021 в возрасте 84 лет. Ее похоронили в Национальном пантеоне Южной Осетии.
Завершить статью хочется словами самой Людмилы Графовны: «Жизнь так коротка и человек не должен тратить время на суету. Не остается порой времени на самое главное – на любовь к ближнему.
Свою жизнь надо прожить в любви во всех ее проявлениях. В этом смысл самой жизни. Во всех религиях мира Бог призывает человечество любить все окружающее, друг друга, родителей, близких. В жизни нет более праведных и высоких целей. Все заложено в этих простых словах».
Залина ЦХОВРЕБОВА