Послание к народу и Парламенту Республики Южная Осетия

Уважаемые депутаты Парламента, уважаемые граждане республики! Уважаемые гости!

В соответствии с Конституцией нашей страны обращаюсь к народу и Парламенту Республики Южная Осетия с посланием о положении в стране и основных направлениях внешней и внутренней политики государства.

Сегодняшнее послание мы приурочили к важнейшей дате в истории нашего государства – Дню принятия Верховным Советом Республики Южная Осетия Акта провозглашения независимости Республики Южная Осетия.

В этом документе есть такие кровью выстраданные слова:

«Исходя из смертельной опасности, которая нависла над Республикой Южная Осетия в связи со злодеяниями, поставившими на грань вымирания ее народ и культуру, геноцидом осетин, с жестокостью и вероломством, осуществляемым Республикой Грузия…, основываясь на праве на самоопределение, предусмотренном Статусом ООН … Верховный Совет торжественно провозглашает: независимость Южной Осетии и создание самостоятельного государства Южная Осетия».

Минувшие годы показали, что решение, принятое в этом зале 29 мая 1992 года было единственно верным. Тридцать первую годовщину провозглашения независимости, наша республика встречает признанным суверенным государством, идущим по пути поступательного развития.

Поздравляю всех граждан Республики Южная Осетия с Днем принятия Акта провозглашения независимости республики!

Низкий поклон депутатам Верховного Совета, принявшим этот судьбоносный для нашего народа документ!

Сегодня мы отмечаем еще одну важную веху в становлении нашего государства – 30-летие со дня принятия Верховным Советом Северо-Осетинской ССР постановления о признании Республики Южная Осетия.

Это постановление, принятое 6 марта 1993 года, имело огромное значение для демонстрации единства осетинского народа, оно вдохнуло уверенность в жителей Южной Осетии, а впоследствии стало значимым аргументом в пользу признания Российской Федерацией независимости Республики Южная Осетия. Поддержка наших североосетинских братьев была решающей в самые трудные дни 1989-1992 годов.

И сегодня в нашем зале присутствует делегация Парламента Республики Северная Осетия-Алания во главе с Таймуразом Руслановичем Тускаевым. Хочу выразить Вам большую признательность за то, что Вы в этот праздничный день рядом с нами.

И в радости, и в горести мы всегда будем вместе!

В нашем зале присутствует Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Республике Южная Осетия – Марат Минюрович Кулахметов. В Вашем лице, уважаемый Марат Минюрович, мы говорим спасибо России за признание нашей независимости и за все, что она для нас сделала!

1. Внешняя политика

Переходя к содержательной стороне послания, хочу, прежде всего, остановиться на вопросах нашего международного положения и внешней политики.

Мы живем в период кардинальных геополитических перемен, и происходящие сегодня исторические события определят контуры будущего для большинства государств Европы и Азии.

Истекший год характеризовался проведением Специальной военной операции Российской Федерации на Украине, повлиявшей на множество процессов в мире.

У Республики Южная Осетия четко обозначенные внешнеполитические приоритеты. Нашим главным союзником является и будет являться Российская Федерация. Агрессия против России рассматривается нами как агрессия против Южной Осетии.

С первого дня начала спецоперации она была поддержана руководством Республики Южная Осетия. Наши военнослужащие и добровольцы бок о бок с российским солдатом встали на защиту общих интересов в этой схватке с украинским неонацизмом, ставшим марионеткой в руках коллективного Запада.

Война несет горе и у нас большие человеческие потери как в Южной, так и в Северной Осетии. Поэтому я прошу почтить минутой молчания память воинов, отдавших жизнь ради мира на Донбассе.

Мы будем делать все возможное, чтобы облегчить жизнь семьям участников СВО и семьям погибших. Для этого создана соответствующая общественная организация под эгидой Министерства обороны. В дальнейшем нами на законодательном уровне будут разработаны меры социальной поддержки детей-сирот, в том числе при получении образования и приеме на работу.

Республика Южная Осетия также всецело поддержала вхождение в состав Российской Федерации Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Мы рады за наших друзей, что настал исторический момент, когда стремление народа к воссоединению с Россией совпало с геополитической возможностью осуществления этого шага.

Надеюсь, недалек тот день, когда придет и черед Южной Осетии.

На фоне проведения спецоперации активизировались деструктивные силы Республики Грузия, толкающие ее на открытие второго фронта против Южной Осетии и Абхазии.

В этой связи нами приняты меры по укреплению обороноспособности страны и упрочению взаимодействия с Российской стороной в военной сфере. Такого рода информация не подлежит разглашению, но могу сказать, что на сегодняшний день обстановка в регионе полностью контролируется. В процессе реализации ряд новых проектов в военной сфере.

Наши дальнейшие взаимоотношения с представителями Республики Грузия на международной арене, в том числе на площадке Женевских дискуссий будут исходить из необходимости принятия взаимообязывающего документа о неприменении силы при разрешении споров.

В настоящее время у нас выстроены конструктивные и дружественные взаимоотношения с высшим руководством Российской Федерации, которое с пониманием относится ко всем проблемам республики и готово оказывать необходимую помощь в политической, экономической и других сферах. На высоком уровне находится взаимодействие с отраслевыми министерствами и ведомствами Российской Федерации, совместно с которыми реализуются значимые проекты повышения социально-экономического развития республики. Налаживаются тесные взаимоотношения с руководством Северо-Кавказских республик, а также другими субъектами Российской Федерации. Мы и дальше нацелены на всестороннее сближение с Российской Федерацией во всех сферах.

Что касается Республики Северная Осетия-Алания, то наши отношения будут и дальше активно развиваться на всех уровнях, начиная от правительственного, до частного.

Во взаимоотношениях со странами, признавшими нашу независимость, мы готовы к сотрудничеству в различных сферах. Министерство иностранных дел ориентировано на расширение внешнеполитических контактов, направленных на обеспечение дальнейшего признания республики иностранными государствами.

В этой работе следует максимально задействовать новые информационно-коммуникационные технологии, оперативно реагировать на все, что касается интересов нашего государства. Необходимо как можно шире транслировать наши подходы и позиции, в том числе на иностранных языках, продвигать объективную информацию о нашей стране, ее прошлом и настоящем, о внутренней и внешней политике.

Отдельным направлением работы внешнеполитического ведомства должно стать расширение контактов с осетинскими диаспорами в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах.

Говоря о внешней политике, я бы хотел затронуть один важный аспект – это прохождения наших государственных границ и их защита. Хочу выразить благодарность депутатам Парламента, работавшим в составе Комиссии по демаркации и делимитации границы. Вами проделана большая, кропотливая работа и подготовлен итоговый доклад, который касается не только прохождения государственной границы в районе селения Уиста (Цнелис), но и по всему периметру границы Республики Южная Осетия.

Сейчас юридическая сторона доклада изучается в Министерстве юстиции, после чего нам необходимо будет совместно спланировать и осуществить меры по реализации выводов доклада. Эту работу нам нужно проводить в точном соответствии с международными нормами права и во взаимодействии с Российской стороной, обеспечивающей охрану государственных границ республики.

2. Внутренняя политика. Законность и общественный порядок

Переходя к вопросам внутренней политики, отмечу, что при вступлении в должность моей главной задачей было преодолеть общественно-политический и парламентский кризис в республике, характеризовавшийся народными выступлениями и деградацией работы правоохранительных органов.

Нам удалось снизить градус внутриполитической напряженности и перейти к спокойному, конструктивному диалогу со всеми политическими силами.

Мною и в дальнейшем будет выдерживаться эта установка, внутриполитическая стабильность – это необходимая основа для развития и движения государства вперед.

Я вновь подтверждаю готовность обсуждать с депутатами Парламента предложения о перераспределении части полномочий в пользу Парламента. Я не болен властью и готов делиться полномочиями. Наша главная задача – создать такой государственный механизм, чтобы в будущем ни у кого не было возможности злоупотреблять президентскими полномочиями и ввергать республику в пучину кризиса и отката назад.

В наших планах проработка вопросов восстановления системы органов местного самоуправления и представительных органов в районах республики и городе Цхинвал. Возобновление работы таких консультативных органов как Комиссия по совершенствованию законодательства и Политический совет при Президенте, в состав которого войдут руководители политических партий, общественных объединений, известные общественные и политические деятели.

Все это оздоровит общественно-политическую ситуацию в республике.

Подчеркну, что успокоение ситуации не означает, что мы забыли о тех, кто дестабилизировал ее, совершая должностные преступления. В рамках закона мы обеспечим доведение расследования убийства Инала Джабиева до конца, как и еще ряда преступлений, явившихся следствием деградации органов прокуратуры и МВД, до которой их довели прежние руководители. В отношении указанных лиц также возбуждены уголовные дела и ведется расследование.

Не скрою, что нам тяжело даются эти шаги. У нас наблюдается крайняя нехватка профессионально подготовленных и при этом порядочных сотрудников органов прокуратуры. В короткие сроки восполнить этот пробел пока не удается. Но обещаю, что органы прокуратуры будут очищены от недостойных сотрудников и этот важнейший государственный орган будет выполнять функцию обеспечения законности в государстве.

В целях повышения качества и эффективности работы правоохранительных органов нами уже осуществлены и планируются необходимые кадровые изменения.

Принято решение переподчинить Управление исполнения наказаний Министерству внутренних дел. Это не только повысит раскрываемость преступлений, но и позволит поднять заработную плату сотрудникам УИН до уровня сотрудников МВД, а также, наконец, решить вопрос их пенсионного обеспечения.

Отметим также, что нам удалось возобновить ранее прерванную работу по повышению денежного довольствия сотрудников ряда правоохранительных органов и силовых структур. Благодаря поддержке Российской Федерации повышена заработная плата сотрудникам МВД, МЧС, Государственной службы охраны, КГБ, СВР. В завершающей стадии работа в отношении сотрудников Таможенного комитета.

Уверен, что эти изменения положительно скажутся на состоянии законности, безопасности и общественного порядка в республике.

От МВД я требую особого внимания к проблеме распространения наркомании и совершения дорожно-транспортных происшествий, уносящих жизни наших граждан.

3. Экономика и финансы

В экономической сфере нам досталось тяжелое наследство.

Это, прежде всего, 1 миллиард рублей задолженности перед российскими поставщиками газа и электроэнергии. Убыточность большинства государственных предприятий, в особенности ранее прибыльного РГУП «Дорэкспострой». Большой пласт финансовых нарушений совершен при расходовании денежных средств, выделяемых Российской стороной на поддержку республики. В денежном отношении нарушения, выявленные Казначейством России, составили более 625 миллионов рублей.

Все эти нарушения нам необходимо устранять. В финансовой сфере у нас должны быть порядок и прозрачность. Российская Федерация оказывает нам огромную помощь и наша задача рационально ее использовать.

Положительными достижениями считаю практически полное выполнение Инвестиционной программы в прошедшем году при том, что к выполнению мероприятий мы приступили только в середине года.

Нам удалось получить одобрение Российской Федерацией предложения о газификации районов республики по новой схеме, по принципам, предусмотренным для субъектов Российской Федерации. Реализация проекта позволит создать базу для развития производства в сельских районах республики, значительно улучшит условия жизни и предотвратит отток сельского населения.

Также достигнута договоренность о реконструкции пункта пропуска «Нижний Зарамаг», что снимет проблему очередей при пересечении государственной границы.

В стадии проработки проект открытия филиалов предприятия БТК-4 в районах республики.

Наша главная задача, сделать республику привлекательной для инвестиций, без которых, невозможно развитие экономики. Государственные органы должны оказывать всестороннюю помощь действующим и потенциальным предпринимателям, в том числе в вопросах подготовки бизнес-планов, оформления бухгалтерии, юридической консультации. Предприниматель не должен оставаться один на один со своими трудностями.

Правительством предпринимаются активные меры по привлечению инвесторов. Мною также будет завтра проведена встреча в Москве с руководством «Российского экспортного центра», который поспособствует двустороннему взаимодействию представителей предпринимательства и ускоренной реализации бизнес-проектов.

Нам необходимо шаг за шагом двигаться по пути повышения экономической самодостаточности республики. Напомню, что на сегодняшний день 90% доходной части нашего бюджета составляет безвозмездная помощь Российской Федерации.

В этой связи обращаю внимание Комитета по налогам и сборам и Таможенного комитета на необходимость улучшения налогового и таможенного администрирования. У нас есть потенциал пополнения бюджета.

Эти две сферы нуждаются в срочной цифровизации.

Одной из перспективных сфер экономической деятельности является туризм. При большом потенциале республики результат нулевой. Нам необходимо изменить подход к управлению данной сферой. Поручаю министерству экономического развития разработать предложения по созданию Агентства по развитию туризма.

В сфере сельского хозяйства, исходя из имеющихся возможностей, делается многое. В качестве положительного результата отмечу проекты по реконструкции Консервного завода и мясокомбината, расширение предприятия «Южный сад».

Вместе с тем, предпринимаемых в этой сфере мер пока недостаточно. Эффективность землепользования на низком уровне. Имеются многочисленные факты необоснованной сдачи земли в субаренду и ее нецелевого использования. Это неприемлемо. Необрабатываемые и неиспользуемые земли должны изыматься и передаваться другим пользователям.

Жду от Министерства сельского хозяйства и глав районов республики полной информации о владельцах земельными угодьями для наведения порядка в земельном вопросе.

Особое внимание необходимо уделить увеличению числа предпринимателей, занятых в сельском хозяйстве. С этой целью необходимо проработать вопрос о введение дополнительных мер государственной поддержки малых форм хозяйствования.

В серьезной поддержке нуждается ГУП «Ирагропромсервис», машинно-тракторный парк которого практически выработал свой ресурс. В этом плане отмечу, что в стадии проработки находится проект по лизинговой поставке в республику из Российской Федерации крупной партии сельскохозяйственной техники.

Нужно уберечь от разрушения здание и инфраструктуру фермы, расположенной в селении Авнев и ввести ее в действие.

Безусловно, мы сталкиваемся с большими трудностями в вопросе развития экономики, сельского хозяйства. Простой факт: бухгалтеров нет даже для работы в районных администрациях, не говоря о коммерческих предприятиях и организациях, нет агрономов, зоотехников, ветеринаров и других специалистов.

Все это очень тормозит процесс развития, но мы должны преодолеть эти трудности.

Конечной целью нашей работы должно стать поэтапное развитие экономики и обеспечение продовольственной безопасности республики.

4. Здравоохранение и социальная сфера

Здравоохранение – это сложнейшая и наиболее проблемная на сегодняшний день сфера. Несмотря на значительные денежные затраты, мы не оказываем нашим гражданам квалифицированную врачебную помощь и вынуждены отправлять больных либо в Российскую Федерацию, либо в Грузию. При этом в больнице почему-то всегда не хватает лекарственных средств. Это положение необходимо исправлять. Агунда Феликсовна, Вам достался тяжелейший участок, но я жду от вас исправления ситуации.

Для получения обратной связи от населения поручаю открыть горячую линию, куда могут обращаться граждане по поводу любых проблем в сфере оказания медицинской помощи населению.

Также поручаю проработать вопрос о возможности развития в Южной Осетии телемедицины через подключение к сетям Министерства здравоохранения Российской Федерации, чтобы наши пациенты и врачи могли получать консультации ведущих российских специалистов.

Отмечу, что из-за повышенной нагрузки в сфере здравоохранения остается без должного внимания социальная сфера, также входящая в функции Министерства здравоохранения и социального развития. От этого страдают люди, недополучая внимание со стороны государства. Стоят без движения многие проекты по совершенствованию системы труда и занятости, демографической политики, не развивается нормативная база в этих сферах.

Я вижу, что совмещать две важные функции в рамках одного министерства не получается. Поэтому мною принято решение о выделении из состава Министерства здравоохранения всего социального блока. На его базе мы будем создавать отдельное Министерство труда и социального развития.

Нам необходима ревизия социальной политики, оказание помощи тем, кто наиболее нуждается, кому труднее всего.

5. Молодежная политика, защита детства. Демография

Отдельно хотел бы остановиться на проблемах молодежной политики.

Налицо опаснейший для нашего государства процесс оттока молодежи из республики.

Даже те молодые люди, которые получили отличное образование в вузах России, затем не могут устроиться на работу в республике. Причина – в отсутствии вакансий. Молодые, трудоспособные люди разочаровываются в республике и покидают ее навсегда.

Этот процесс разрушительный для нашего государства, мы должны его остановить.

Вижу задачу в том, чтобы дать возможность молодым трудиться и содержать семью.

Первой мерой будет наведение порядка на государственной службе и в бюджетной сфере. У нас больше не будет граждан, занимающих одновременно две и более должности.

Начнем с высших органов власти. Правительству республики, Администрации Президента, Аппарату Парламента, Верховному суду в месячный срок отчитаться о выполнении моего указания.

Остальным руководителям государственных органов и учреждений я ставлю задачу решить проблему незаконного совместительства до 1 сентября текущего года.

Предупреждаю всех руководителей: при выявлении факта невыполнения данного указания вы будете нести персональную ответственность.

Таким образом, мы высвободим порядка 1000 рабочих мест для нашей молодежи и безработных.

В целях поддержки института семьи поручаю главам городов и районов проработать вопрос о выделении гражданам при регистрации брака земельного участка под строительство дома и ведение приусадебного хозяйства.

Правительству ставлю задачу: представить предложения по вопросу снижения порога многодетности с тем, чтобы многодетной признавалась семья не с четырьмя, а с тремя детьми и могла рассчитывать на все предусмотренные государством льготы.

Необходимо проработать вопросы увеличения пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Комитету по молодежной политике и спорту совместно с Министерством культуры поручаю разработать план мероприятий по улучшению досуга молодежи, включающий: показ актуальных новинок в кинотеатре, приглашение известных артистов, иные формы досуга молодежи. Сейчас нашей молодежи просто нечем себя занять, она предоставлена сама себе со всеми вытекающими негативными последствиями.

Государство также должно поддерживать молодежные общественные организации и движения, оказывать особую помощь предпринимательским проектам с участием молодежи.

Важнейшей проблемой является лечение наших детей. Мной принято решение о создании «Детского фонда» с тем, чтобы в нем накапливались благотворительные пожертвования коммерческих предприятий, организаций и отдельных граждан. Средства фонда будут идти на оплату лечения детей в тех случаях, когда Министерство здравоохранения не в состоянии обеспечить это лечение. Фонд будет поддерживать детский и подростковый спорт, а также наиболее одаренных детей в сфере искусства.

6. Культура, образование, национальная идеология

В рамках послания хочу также затронуть вопросы, связанные с развитием сфер культуры, образования и национальной идеологии, которые играют огромную роль в жизни общества.

Оценивая работу, проводимую по перечисленным направлениям, отмечу активизацию деятельности Министерства культуры. Творческие коллективы и ансамбли республики регулярно выезжают с гастролями в регионы Российской Федерации, успешно участвуя в различных конкурсах и фестивалях.

В этом году на высоком уровне у нас в республике прошли Дни культуры Абхазии и Чеченской республики, а затем Дни культуры Южной Осетии в Чеченской республике, что позволило еще больше укрепить дружественные отношения с этими республиками.

Особое внимание хочу уделить проблеме сохранения осетинского языка. Здесь очень важно наполнить реальным содержанием статус осетинского языка как государственного. Считаю актуальной задачей дальнейшую разработку и реализацию государственных программ сохранения и развития осетинского языка. Они должны охватывать наиболее проблемные точки в языковой сфере, затрагивая вопросы развития осетиноведения и выпуска учебно-методической литературы, а также проекты, направленные на улучшение уровня владения родным языком среди подрастающего поколения.

В этом плане хочу отметить успех телепроекта «Дзырд». Благодарю всех организаторов этого замечательного мероприятия. Нам нужно уделить больше внимания подобным конкурсам и мероприятиям, вовлекая в них учащихся.

Отдельно хотел бы поблагодарить всех организаторов и участников недавно прошедшего Парада Победы и марша Бессмертного полка. Эти мероприятия свидетельствуют о нашем патриотизме и уважения к старшим.

7. Образование

В сфере общего среднего образования считаю необходимым сделать акцент на дальнейшем повышении качества процесса обучения и морально-нравственном воспитании учащихся. У нас талантливая, активная молодежь, и наш долг воспитать достойную смену, опираясь на традиции осетинского народа, лучшие достижения советской системы образования и современные наработки.

Мне известно, что в республике не хватает учителей географии, физики, астрономии, и даже математики. Прошу Министерство образования совместно с Юго-осетинским государственным университетом выработать предложения по исправлению данной ситуации.

Кроме того, поручаю Министерству образования совместно с министерствами здравоохранения, обороны, внутренних дел, МЧС навести порядок в вопросе распределения целевых мест. Мы должны отправлять молодежь учиться в вузы Российской Федерации по тем специальностям, которые требуются для развития отраслей нашей экономики и государственного аппарата, а не способствуют оттоку молодежи. В договорах на обучение нужно предусматривать обязательство государственного органа о трудоустройстве выпускника, и в свою очередь, его обязательство поработать в республике не менее 3 лет.

Касаясь деятельности Юго-Осетинского государственного университета, отмечу усилия руководства вуза по расширению связей с ведущими университетами и научно-образовательными центрами России и других дружественных стран. Это позволяет повышать уровень квалификации преподавательского состава, решать вопросы, связанные с защитой диссертаций и получением научных званий. Такую работу необходимо продолжить и одновременно сосредоточить усилия на выполнении задачи подготовки квалифицированных кадров по востребованным в республике специальностям.

В сфере науки у нас накопилось достаточное количество проблем, требующих своего разрешения.

Отдельно хочу затронуть вопрос подготовки качественного учебника по новейшей истории Южной Осетии. Наша молодежь должна лучше знать героические страницы истории Южной Осетии, помнить имена тех, кто стоял у истоков национально-освободительного движения и защищал Родину от грузинской агрессии. Мы не имеем права забывать о жертвах, которые понес осетинский народ в борьбе за свою независимость.

Этот аспект, наряду с возрождением традиционных духовно-нравственных ценностей осетинского народа, выраженных емким словосочетанием «Ирон аегъдау», воспитанием чувства ответственности и справедливости, должен стать одним из главных составляющих национальной идеологии.

Эти качества неоднократно помогали осетинскому народу выстоять в самые сложные периоды истории. В сегодняшнее непростое время возврат к национальным истокам поможет нам правильно определить приоритеты и добиться развития Южной Осетии.

8. Заключение

Подходя к завершению своего выступления, прошу и требую от руководителей министерств и ведомств, глав городских и районных администраций улучшить диалог с населением, быть более открытыми для общества. Нужно активней привлекать представителей общественности к обсуждению актуальных вопросов, проводить публичные слушания и круглые столы, оживить общение власти с народом. В конечном счете, мы работаем для людей, а не для себя.

Теперь хочу сказать на осетинском языке (переведено):

Прежде всего, прошу вас извинить меня за то, что за последнее время не так часто, как мне того хотелось бы, общался с народом. Мне понадобилось время, чтобы глубоко вникнуть в положение дел на новом посту.

Я сюда пришел не для того, чтобы обманывать людей. Каким человеком я был, таким и остался. И поэтому скажу откровенно, как есть: положение дел в государстве намного хуже, чем я предполагал. Чтобы исправить недостатки, которые нам достались, нужно будет очень много работать. Работать вместе, поверив друг другу.

Сейчас тяжелое время. Наш союзник воюет, и мы ему помогаем, как можем. Но то время, когда он мог финансово помогать нам, закончилось. Сейчас ему очень трудно. И мы должны это понимать. Поэтому нам будет нелегко.

Прежде всего, я буду требовать работу от членов Правительства, руководителей города и районов. Если я увижу, что тот или иной руководитель работает не для народа, он будет меняться. Меняться до тех пор, пока не найдем достойного.

Сегодня я выезжаю в Москву для важных встреч. Но по возвращении я начну с поездок по районам. И спрошу у каждого главы района: пусть он перед людьми расскажет, что сделал для народа. И потом приму решение оставить его или нет.

Пусть каждый руководитель помнит, что нас выбрал народ и обязанность каждого – оправдать ожидания народа.

Да, у меня будут ошибки, уже есть ошибки, в том числе кадровые. Но без них не бывает. Главное, чтобы мы доверяли друг другу и помогали друг другу. Пусть каждый делает на своем месте все возможное. Врач – лечит людей, учитель – учит детей, фермер – выращивает урожай.

Я верю, что у нас все получится. Да поможет нам Всевышний!