Доныскъæфæн

Спустя шесть дней после празднования Нового года осетины отмечали праздник Доныскъæфæн, совпадающий с Христианским Крещением. Календарная дата праздника относится к 19 января по новому стилю. В этот день рано утром младшая невестка или девушка, в крайнем случае мальчик, отправлялись за водой к источнику. Каждый представитель семьи брал с собой фигурные печенья дедатæ-басилтæ, кусок сыра или жира, зерна злаков, солод или лепешки задын-тыппырон.

Произнеся молитву водному источнику и его святым патронам, они бросали в воду отломанные части фигурных хлебцев, как правило, головы, кусочки сыра, жира, кусочки лепешек. Считалось, что после этого жертвоприношения семья обеспечивала себе безбедное существование в течение года. Обряд этот рекомендовалось совершать молча. Принеся воды, они будили домашних со словами: «Вставайте, я принесла вам воды медовой и маслянистой». Все вставали, мылись в принесенной воде и принесшая воду делила между ними лепешки. Обычно это бывали остатки фигурок, головы которых были пожертвованы водной стихии.

Естественно, что это была самая лучшая, сакрально чистая вода. Ею пользовались для очищения, ведь она как подательница всех благ должна была обеспечить благостное состояние семьи, дома и их хозяйства. Поэтому каждая семья спешила принести эту ценность скорее домой. Возможно, этим фактом и объясняется народное название праздника Крещения Господне – Доныскъæфæн, буквально – время «быстрого несения воды».