/Творчество Нафи будет жить своей многоцветной и полнокровной жизнью всегда…

Творчество Нафи будет жить своей многоцветной и полнокровной жизнью всегда…

26 июня 2017 года не стало патриарха осетинской литературы

Известный писатель, публицист, общественный деятель, внесший весомый вклад в развитие осетинского литературоведения — Нафи Джусойты ушел из жизни пять лет назад. Мастер изящной словесности оставил богатое научно-литературное наследие для будущих поколений. Его творчество носило глубоко гуманистический характер, он удивительным образом сочетал в себе любовь к родному краю и осетинскому языку с уважительным и чутким отношением к культуре других народов. Выдающийся представитель своей эпохи, поддерживал теплые дружеские отношения с писателями, поэтами общественными деятелями во всех уголках Советского Союза. Отстаивая интересы Южной Осетии, он никогда не опускался до пренебрежительного отношения в адрес других наций. Для жителей Осетии Нафи при жизни был эталоном традиционных ценностей «ирон агьдау».

Оставался верным своей манере и стилю…
Вклад, внесенный этим человеком в сокровищницу осетинской литературы, неоценим. В его творчестве любовь к жизни соседствует с обостренным чувством безграничности людских страданий. Писатель пытается осмыслить и, более того, разрешить эти жизненные противоречия, найти оправдание восторгу и трагизму человеческого существования. За последние годы писатель все чаще старался создать живой портрет человека наступившего столетия — с его смятением и одиночеством, мучительной раздвоенностью между идеалами ушедшей эпохи и жесткой действительностью нового времени, с его борьбой за обретение утраченных духовных ценностей. В его книгах, статьях, публикациях соединились возвышенная серьезность и простота изложения, прекрасное знание предмета и легкая ирония, утонченная изысканность и очарование мироискуснического изящества. Нафи Джусойты — человек творчески необычайно активен, всю свою энергию, все свои силы отдавал главному -писательскому труду. Обращаясь к самым разным жанрам от прозы, поэзии, переводческой деятельности до статей и интервью на актуальные темы, имеющие место в нашем обществе, он всегда оставался верным своей манере, своему стилю…

Факты из биографии
Нафи Джусойты родился 27 февраля 1925 года в селе Ногкау Дзауского района Юж-ной Осетии в большой и дружной семье, где воспитывалось двое сыновей и пятеро дочерей. С 1931 по 1941 год Нафи учился в Кировской средней школе. Творческие способности юноши отмечали все преподаватели, но особенно ему удавались гуманитарные предметы. Нафи всегда интересовался литературой, культурой и историей родного народа.
В июне 1941 года будущий ученый и писатель уходит на фронт добровольцем и возвращается с полей сражений лишь в ноябре 1945 года. В том же ноябре поступает на исторический факультет ЮОГПИ, который заканчивает в 1949 году. Одновременно он работает инструктором по кадрам югоосетинского обкома, уполномоченным Главлита Юго-Осетии, спецкором республиканской газеты «Заря Востока». После окончания исторического факультета ЮОГПИ, в октябре 1949 года он уезжает на учебу в Ленинград, в аспирантуру Института русской литературы АН СССР. Там же защищает кандидатскую диссертацию на тему «Коста Хетагуров и русская литература».
С 1954 года до последних дней своей жизни работал заведующим отделом осетинской литературы и фольклора Юго-Осетинского НИИ. Свою работу в научно-исследователь-ском институте 29-летний ученый начинает в двух направлениях, как историк литературы и литературный критик. Первая его монография, опубликованная в 1955 году, как и диссертация, была посвящена К.Л. Хетагурову — «Тема Кавказа в русской литературе и в творчестве Коста».
Наряду с изучением проблем, связанных с наследием Коста, Нафи Джусойты пишет монографию о творчестве одного из основоположников осетинской художественной прозы Сека Гадиева. Далее следуют труды о классиках осетинской литературы Елбыздыко Бритаеве и Цомаке Гадиеве.
Одновременно продолжается большая и напряженная работа ученого над историей осетинской литературы. На страницах научных и периодических изданий появляются его статьи, выходят в свет учебные пособия по осетинской литературе для 8, 9, 10 классов. В 1968 году Н.Джусойты становится доктором филологических наук, профессором, членкором Академии наук ГССР. В последующие десятилетия к этому добавляются премии имени Коста Хетагурова (1979) и журнала «Дружба народов» (1981).
В то же время Нафи Джусойты выступает в качестве инициатора многих научных конференций, филологических форумов, становится участником «круглых столов», проводимых крупнейшими научными и художественными журналами страны. Единодушное избрание его во Всемирную ассоциацию литературных критиков в Париже стало и международным признанием его многогранной деятельности. Работы Н.Г. Джусойты, его выступления на международных научных конференциях, конгрессах Всемирной ассоциации литературных критиков всегда были в центре внимания филологического мира. В них ставились важнейшие вопросы, связанные с развитием литературоведения, выдвигались свежие идеи, реальные подходы к решению тех или иных филологических проблем. К какому бы жанру не приблизилось его перо, оно везде оставляет свой яркий след.

Активная гражданская позиция
Помимо научной деятельности, Нафи Джусойты неоднократно избирался депутатом Парламента РЮО, всегда находясь в гуще народной жизни.
Необыкновенный лиризм, певучесть стихов о природе, любви, родине и вместе с тем гражданственность и ответственность не позволяют автору остаться в стороне от боли и тревоги народной, поэтому его творчество так близко читателям. В общественной жизни Осетии не было ни одного значимого события, в работе которого Нафи Григорьевич по мере возможности не принимал активное участие.
Человек энциклопедических знаний, он снискал общекавказскую и общероссийскую известность. Источником его творческого вдохновения всегда служила Осетия, в сердце которой — в Кударском ущелье, он вырос, приучил себя с детства к неустанному труду. Именно поэтому Нафи всегда был бодр духом и полон творческих замыслов. Он до последнего много работал, а его кабинет в Юго-Осетин-ском научно-исследователь-ском институте так же был завален книгами и рукописями. Нафи Джусойты трудно было представить ленящимся или праздно созерцающим за происходящим. Еще труднее представить ученого и писателя без его знаменитой горской войлочной шляпы, с которой он никогда не расставался.
Как отмечают ценители и критики, жизнь научила Нафи суровой правде, и это красной нитью проходит по всему его творчеству. Ему чужда эффектность приключений. Он не говорит со своими читателями громкими фразами. Нафи научился высокому эмоциональному накалу слова. Его душе близок простой, честный человек-жизнетворец с его душевными переживаниями, это сближает его с читателями и сегодня. Писателя особенно привлекали глубокий смысл жизни наших предков и современников, красота их характеров и взаимоотношений.
Каждая новая книга Нафи Джусойты является творческой удачей и свидетельствует о таланте и серьезной требовательности ее автора к труду творческого человека, о совершенствовании его художественного и научного мастерства.
По словам профессора, доктора филологических наук Кабардино-Балкарской Республики Алима Теппеева, «Нафи Джусойты — один из вожаков крылатой стаи журавлей кавказской духовной культуры, аланский всадник, воплотивший в себе и мудрость веков, и отчаянный рывок горцев к постижению высот мировой культуры. Он не любит наставлять, навязывать свое мнение, но в то же время, образно говоря, никогда не назовет твою медь золотом. Самый важный урок, который он оставляет после каждой встречи, — это стремиться к верности своему делу…».
Существует предрассудок, что технологическая новизна для художника обязательна. Однако искусство подчиняется своим непрямолинейным законам — его судьба не ступенчатый подъем и вообще движение, а постоянное переживание данного нам мира… Это хорошо понимает Нафи Джусойты — он часто говорил: писатель — это прежде всего художник, и его творчество продиктовано потребностью высказаться искренне и взволнованно. При всей эмоциональной заразительности творчество Нафи Джусойты всегда изящно, даже элегантно, в ней есть некая поэтичная недосказанность. Творчество Нафи будет жить своей многоцветной и полнокровной жизнью всегда…

И. ТЕДЕЕВА