Дождемся ли «умных остановок»?

Цхинвалу пора выходить на международный уровень сервиса

В редакцию нашей газеты неоднократно поступали и поступают письма от жителей нашего города, в котором они резонно ставят вопрос – когда в нашей столице появятся крытые автобусные остановки для комфортного ожидания общественного транспорта?

Для любого города или населенного пункта автобусная остановка является необходимым элементом инфраструктуры. Ежедневно общественный транспорт развозит людей на работу, учебу, объекты торговли, тренировки, разные занятия и другие места жизнедеятельности. Для комфортного ожидания автотранспорта в этих целях оборудуются остановки.
Еще два-три года назад управление ЖКХ администрации города бодро рапортовало и обещало, что скоро в Цхинвале появятся современные автобусные остановки. Но решения вопроса, как видно, не наступило.
«Чтобы оборудовать остановку общественного транспорта, в частности маршрутного автобуса, прежде необходимо выбрать правильное место, “карман”. Осмотрев улицы, мы предусмотрели около 36 знаков остановки общественного транспорта, а также еще в шести местах сможем установить стационарные остановки. Остановки будут по двум маршрутам, «БАМ» и микрорайон «Московский». Первую крытую остановку по маршруту “БАМ” установим в военном городке, рядом со спортивным полем, где конечная остановка, вторую установим в районе “Богири”, третью – на перекрестке улиц И. Харебова – проспект А. Джиоева» – обещали в ЖКХ еще в 2016 году агентству «Рес».
Еще три дополнительные остановки предполагалось сделать на автобусном маршруте “Московский”. Первая остановка – в начале улицы Путина, а вторая по той же улице, рядом со школой №1, третья остановка на перекрестке улиц Исака Харебова-Героев.
Прошло два года, но крытых и даже некрытых остановок горожанам не видать. Нет даже простых скамеек, чтобы горожане могли просто присесть в ожидании автобуса. Нос Цхинвалу утер райцентр Дзау. Фактически именно там появилась самая первая в Южной Осетии крытая остановка, представляющая собой небольшое застекленное с фасада здание, где закрыв за собой дверь можно не бояться зимней стужи и подождать автобус.
Конечно, сейчас у многих граждан есть личный автотранспорт, но ведь автомобиль имеется далеко не у каждого, а такси для многих является дорогим средством передвижения. Немало людей пользуется и будет пользоваться на десятилетия вперед общественным транспортом.
По этому вопросу мы и обратились к руководителю Управления ЖКХ администрации г. Цхинвала Сослану Лалиеву.
«Мы всегда работаем во благо людей и всегда думаем о том, чтобы создать благоприятные условия для них. Но в настоящее время у нас нет возможностей обустроить современные автобусные остановки», – сказал С. Лалиев.
К сожалению, этот вопрос приобретает особую актуальность в преддверии осенних и зимних холодов. Ожидать автобус под дождем или в зимнюю стужу – малоприятно.
Места ожидания общественного транспорта во всем мире стали соревнованием дизайнеров. Современные архитекторы и крупные компании соревнуются и фактически изощряются в проектировании современнейших мест ожидания общественного транспорта, доводя их до совершенства и превращая в произведения строительного искусства. Достаточно поискать в интернете примеры, как всемирная сеть покажет, до чего дошли архитекторы в проектировании мест ожидания общественного транспорта.
Во многих странах места ожидания общественного транспорта представляют собой не просто дощатые навесы с лавочкой, а добротные небольшие здания, в котором есть… телевизор, радио, бесплатный Wi-Fi интернет, можно почитать газеты и даже книги! Не говоря уже о том, что помещения отапливаются! В них даже можно зарядить мобильные телефоны. Кондиционеры в зависимости от времени года регулируют температуру. Внутри остановок устанавливают терминалы для оплаты различных услуг. На табло – время и температура воздуха. То есть делается практически все для удобства людей. Это не просто остановки, а целые остановочные комплексы с большим набором удобств и услуг. В мире такие комплексы называют «умные остановки».
Пора уйти от привычного шаблона, когда автобусная остановка у нас ассоциировалась с навесом из дощатых или железных поржавевших стен, на которых ветер трепал афиши. Унылую картину дополняла пара реек, на которых присесть было опасно. Довершала пейзаж переполненная мусорная урна, в которой бродячие псы искали пищу, а за остановкой на земле валялся нетрезвый мужчина.
Почему бы в Цхинвале не спроектировать современные остановки? Конечно, пичкать места ожидания общественного транспорта телевидением и интернетом – пустая трата средств. Но выдержанные в современном стиле из красивых материалов остановки станут украшением города! Почему не составить конкуренцию в плане проектирования остановок другим государствам, чтобы уже там равнялись на югоосетинские образцы? А пока, в условиях отсутствия средств на строительство современных остановочных комплексов, есть смысл установить простые скамейки, чтобы пожилые люди могли присесть, а не стоять в жару или холод в ожидании автобусов.
Алена КИСИЕВА