Сельское хозяйство: закольцевание как способ развития

В начале марта указом президента Южной Осетии Анатолия Бибилова министром сельского хозяйства назначен Алан Маргиев. В статусе руководителя сельскохозяй-ственного ведомства Алан Маргиев сразу обозначил основные направления деятельности и пути выхода отрасли из тяжелейшего положения.
Новым назначением руководство и правительство республики дали понять – сельское хозяйств надо выводить из застоя. Об этом говорит и тот факт, что в начале февраля глава правительства Геннадий Бекоев обсудил вопросы развития сельского хо-зяйства с директором Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства РФ Романом Некрасовым и президентом ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов РСО-Алания Игорем Кадзаевым. Стороны обсудили программу развития сельского хозяйства, разработанную Минсельхозом и Министерством экономики РЮО.
Затем Минсельхоз России передал югоосетинской стороне сельскохозяйственную технику. Как отметил президент Бибилов на встрече с Некрасовым, «в дальнейшей перспективе ожидается больше техники и семенного материала. Это ощутимая помощь для развития Южной Осетии. Уверен, при тесном взаимодействии с российской стороной нам удастся реализовать все проекты».
Параллельно идет восстановление мелиоративной системы республики. Без нее невозможно говорить о развитии сельского хозяйства, от этого зависит получение качественных, стабильных урожаев. В планах Правительства – поэтапно реконструировать всю мелиоративную систему, изношенность которой составляет порядка 70%.
А пока что вернемся к важным заявлениям Алана Маргиева, которые он озвучил вскоре после назначения. Во-первых, новый министр намерен провести научную конференцию по вопросам сельского хозяйства, где будут обсуждаться основные проблемные вопросы и наметят пути их решения. Это говорит о научном, а не поверхностном, как ранее практиковалось, подходе к развитию отрасли. Во-вторых, Маргиев отметил: «Крайне необходимо создавать перерабатывающие производства по всем направлениям, чтобы сельхозтоваропроизводители могли сбывать произведенную продукцию. В республике есть ГУП «Цхинвальский консервный завод», «Комплекс перерабатывающих производств», которые практически не функционируют. Необходимо привязывать деятельность перерабатывающих предприятий к системе государственных заказов и государственного резерва…»
Это значит, что государственные предприятия, министерства и ведомства будут привязаны к сельскому хозяй-ству. Это то, о чем наша газета писала в статье «Нерентабельность не приводит к развитию» в октябре 2020 года.
По опыту России и многих стран, мы предложили выстроить экономическую модель обеспечения образовательных и иных учреждений и ведомств республики продуктами питания, чтобы они закупали фрукты и овощи у республиканских аграриев. К примеру, для нужд дошкольных и образовательных учреждений, для пансионата «Забота», подразделений силовых структур выделяются средства для приобретения продуктов питания. Почему бы не обязать министерства и ведомства закупать продукцию местных земледельцев? Средства-то для приобретения продуктов в любом случае заложены и выделяются. Не целесообразнее экономически поддержать местных фермеров и аграриев, закупая у них урожай? Если Алан Маргиев имел в виду эту модель, то ее следует разработать и реализовать.
В нашем случае речь идет о систематизации экономического процесса в сфере сельского хозяйства, который со временем может форсировать развитие отдельных отраслей экономики в целом и сельского хозяйства в частности.
Министерства и ведомства, имеющие в подчинении учреждения с обязательным наличием питания подведомственного контингента, следует обязать покупать продукцию, в частности, фрукты и овощи, т.е. рационные продукты, у местных фермеров. Это снимет большую проблему с плеч фермеров, которые подчас не знают, куда и кому реализовать выращенный урожай фруктов и овощей.
В качестве иллюстрирующего неминуемый успех способа, можно создать предприятие по производству натурального сока из фруктов и овощей. Тем самым, будут созданы рабочие места, местные аграрии сдадут фрукты и овощи на предприятие, получив возможность гарантированного сбыта продукции, дети будут пить натуральный сок, будут отчисляться налоги в бюджеты. Так будет выстроена экономическая цепочка производства. Необходимо в правовом смысле завязать местное сельское хозяйство на покрытие внутренних потребностей.
В условиях Южной Осетии эту цепочку можно выстроить путем юридического закрепления обязательства министерств и ведомств по приобретению продукции местных аграриев. Особенно это касается Министерства образования. Поставками продукции по контрактам, дети получат здоровое питание из экологически чистых фруктов и овощей, это и налоги, доходы, занятость населения – фермеров, т.е. гарантия заселенности сельских территорий.
Вместе с тем, должна повыситься ответственность фермеров по кредитам. Обязательства должны выполняться строго и в срок. Практика списывания кредитов по разным основаниям – засуха, неурожай и др. причины, – должна уйти в прошлое. Получил кредит? Будь добр – верни!
Ничего нового мы не предлагаем. Все давно придумано, нет смысла изобретать велосипед заново. В августе 2020 года министр образования Ингушетии Эсет Бокова заявила: «власти Ингушетии обеспечат школы бесплатным питанием из экологически чистых продуктов от местных производителей». Подобную систему давно внедряют и другие субъекты России. В 2014 году в Челябинской области губернатор региона Борис Дубровский обязал обеспечить детсады и школы продукцией местных фермеров, аграриев и производителей.
«Нам надо повысить качество продуктов питания, поставляемых в школы, детские сады, больницы и социальные учреждения, и максимально загрузить заказами наших производителей», – подчеркнул Борис Дубровский.
В январе 2020 г. президент России Владимир Путин во время встречи с представителями общественности в Липецкой области заявил:
«Необходимо закупать для школ местные продукты, чтобы обеспечить учеников начальных классов горячим питанием. Если нет столовой (в школах), ее нужно сделать, то есть не просто столы поставить, но и оборудование закупить, заключить договоры на поставку продуктов и так далее. В Липецкой области хорошо это сделано, сейчас коллеги додумывают о том, что можно было брать местные продукты. И тогда те, кто занимается местными продуктами, у них сразу появляется рынок сбыта, закольцевание происходит, таким образом надо организовывать и в других местах».
Такой подход, закольцевание сельскохозяйственного производства давно практикуется во всем мире и нам остается только перенимать прогрессивный мировой опыт. Причем волевым решением исполнительной власти!
Рассчитываем, что новый глава сельскохозяйственного ведомства учтет опыт России и применит его в Южной Осетии. Это приведет к толчку такой важной отрасли, как сельское хозяйство, основы продовольственной безопасности. А это в свою очередь – элемент национальной безопасности.
А. ДЖИОЕВ