«Пока не голодаем». Как переживают карантин трудовые мигранты

Карантинные меры, связанные с пандемией COVID-19, застали в Южной Осетии 320 трудовых мигрантов. В основном это граждане стран Средней Азии, есть среди них и жители Закавказья. Данные нам предоставили в Управлении иммиграционного контроля МВД РЮО.

Строительный бум, продолжающийся в республике с 2008 года, привлекает в Цхинвал гастарбайтеров из разных стран бывшего СССР. На местных стройках ежегодно трудится до 1,5 тыс. иностранцев. Они составляют основной костяк рабочей силы на государственных объектах. И не только. В частном секторе ремонтно-строительные работы также преимущественно выполняют таджики, узбеки, азербайджанцы и т.д.
Кроме сферы строительства трудолюбивые азиаты востребованы в относительно крупных фермерских хозяйствах. Некоторые устраиваются в производственные цеха, автомойки и магазины.
Многие приезжие надолго остаются здесь, даже привозят свои семьи.
Сейчас мигрантов меньше, чем обычно
На зимние месяцы гастарбайтеры большей частью возвращаются на родину. В Цхинвал приезжают весной с началом очередного ремонтно-строительного сезона. В прошлые годы уже в мае в республике числилось до 1000 иностранных рабочих. Сейчас их количество на треть меньше, это те, кто успел прибыть до закрытия границы.
В условиях карантина люди оказались в шатком положении. В случае потери работы нечем будет кормить себя, платить за аренду жилья. Покинуть пределы страны не смогут до возобновления международного транспортного сообщения. Не пропустят через КПП «Нижний Зарамаг». Мигранты фактически оказались запертыми в РЮО.
Без работы не сидят
Впрочем, на сегодня ситуация для них не критическая. В республике пока введены не самые жесткие меры по борьбе с коронавирусом. Во всяком случае, власти разрешили не останавливать строительные работы. Пусть активность на объектах Инвестпрограммы не столь высокая, как в предыдущие годы, но процесс понемногу движется.
Как отметил в беседе с нами начальник миграционной службы Константин Дзагоев, практически все гастарбайтеры заняты на стройках. «Мы следим за ситуацией. Обошли оставшихся в Южной Осетии трудовых мигрантов, интересовались их нынешним положением. Все работают, никто не голодает», – подчеркнул К. Дзагоев.
Корреспондент газеты «Южная Осетия» пообщался с несколькими иностранцами. На отсутствие работы ни один не посетовал, однако нет уверенности в завтрашнем дне.
Гражданин Азербайджана Ах-мед вместе с группой соотечественников трудится на государственной стройке. Живут на месте, в вагончике. «Мы приехали еще до карантина по приглашению стройфирмы. Все нормально, особых проблем нет. За жилье не платим, разместились в вагончике. Условия не самые роскошные, но терпимо. С зарплатой больших задержек не возникает», – поделился Ахмед.
Больше всех в Южной Осетии граждан Таджикистана. Худощавый парень с легкостью вскидывает на хрупкие плечи мешки со строительными смесями и поднимает на верхний этаж жилого корпуса. Он занят ремонтом квартиры, но не отказался уделить нам пару минут внимания. Мухаммади, так зовут работягу, 25 лет. Из них последние пять он живет в Цхинвале. Сначала приехал один, потом привез жену и ребенка. Снимает частный дом и готов браться за любую работу, лишь бы обеспечивать своей семье достойные условия жизни.
«В основном делаю ремонт жилых и нежилых помещений. Принимаю заказы от частных лиц, они платят больше, чем на государственных объектах, – говорит молодой семьянин. – Карантин не особо мешает. Без работы надолго не остаюсь. Если не ремонт, так что-нибудь другое подвернется. Иногда подрабатываю грузчиком. Готов делать почти все, даже огороды вскопать или мусор разгрести, лишь бы не сидеть без дела».
Стыдно –деньги просить
Его земляк Наим тоже предпочитает частные работы. Специализация -укладка напольных покрытий, штукатурка, шпаклевка стен и т.д. Как отметил мастер, из-за пандемии COVID-19 и ограничительных мер спрос на предоставляемые им услуги несколько упал.
«В Южную Осетию приезжаю каждый год уже на протяжении 4 лет. Обычно получал больше заказов, теперь не так часто из-за карантина. Недавно нам не разрешили поработать на улице, участковый подошел и сказал, что нельзя. К счастью, сразу появилась другая возможность заработка. День даром не прошел», – улыбается «стахановец».
Наим ценит каждый час, старается и в выходные вкалывать. Большую часть зарплаты сразу высылает родным в Таджикистан. Он удивляется тому, как местные здоровые парни целые дни бездельничают, а потом выклянчивают деньги у родителей и бабушек. «У нас такое немыслимо. Сыновья и внуки обязаны помогать своим родным, особенно пожилым, а не просить у них денег, – обратил внимание таджик. – Здесь многие молодые люди гнушаются физической работы, ничего не делают. Считаю, стыдно не хотеть работать и жить на средства родителей».
Узбек Ойбек в этом году планировал остаться на родине, но там зарплаты несопоставимы с югоосетинскими, в последний момент решил приехать. Правда, был с друзьями не на шутку встревожен, когда из-за проблем с завозом материалов на какое-то время заморозили стройку. «Цеплялись за любую работу, даже мелкую, чтобы не остаться без средств к существованию. Сейчас стало лучше, пока не голодаем, но хочется стабильности», – пожелал строитель.
По официальным данным, в РЮО на сегодня не выявлено ни одного больного коронавирусной инфекцией. В случае проникновения опасной заразы карантинные меры, скорее всего, будут ужесточены.
Трудовые мигранты боятся, что их заставят соблюдать режим самоизоляции. Неделю-другую как-нибудь вытянут, наверняка и правительство республики не бросит в беде, но более длительную паузу тяжело будет выдержать. Они не меньше местных жителей надеются, что пандемия обойдет Южную Осетию стороной.

А.БАГАЕВ