Дефицит пассажиров: таксисты стали меньше зарабатывать

Цхинвальские таксисты жалуются на нехватку клиентов. Похоже, услуги по перевозке пассажиров теряют актуальность. Причина проста: автомобиль перестал быть роскошью, все больше людей в РЮО обзаводятся личным транспортом, а потому спрос на услуги машин с «шашечками» стремительно падает.

Были времена, когда работа таксиста считалась «блатной» и хорошо оплачиваемой. Машину с зелеными огоньками люди частенько заказывали ради понта. В последние советские десятилетия в качестве такси обычно использовали автомобили «Волга». Времена изменились. Государственные службы такси давно канули в Лету, как и сами «Волги» (эти машины уже стали редкостью). На смену пришли частные фирмы, а многие водители являются фактически индивидуальными предпринимателями, при этом для перевозок модель транспортного средства не имеет никакого значения, будь она «семерка» (ВАЗ-2107) или BMV.
Есть и те, кто занимается извозом нелегально, т.е. не имеют лицензии, не платят налоги. Но это большой риск. Пойманному таксисту-нелегалу грозит внушительный штраф (до 15 тыс. р.).
Еще несколько лет назад цхинвальские таксисты неплохо зарабатывали, недостатка в клиентах не было. Однако, судя по всему, эти времена остались в прошлом. Бурный рост автомобилизации населения «отобрал хлеб» у частных извозчиков. Теперь почти в каждой югоосетинской семье есть машина, а во многих и по несколько штук: личным авто владеют муж, жена, сын, иногда и бабушка. Да и сам по себе Цхинвал – город небольшой, его нетрудно и пешком обойти. Многие горожане предпочитают передвигаться на своих двоих.
Впрочем, снижение спроса на услуги такси не сильно сказалось на уменьшении в Цхинвале количества машин с характерным опознавательным знаком. Длинными рядами выстраиваются в разных частях города: перед входом в больницу, около района «Богири», возле Нацбанка и других местах наибольшего скопления людей.
Немолодой мужчина А. Джиоев в этом бизнесе больше 20 лет. Он с умилением вспоминает прежние годы, когда частным извозом обеспечивал семью, и с унынием констатирует сегодняшнее незавидное положение жизни таксиста. «Раньше клиентов хватало, неплохо зарабатывал. В семье работал только я, но моего заработка хватало. Детей поставил на ноги, – рассказывает Александр. – Нынче дела идут неважно. В день подходят 3–4 клиента, иногда и того меньше. Теперь почти у всех свои машины, даже знакомые женщины, которых обслуживал, сейчас сами сидят за рулем. Меня спасает пенсия, но таксовать тоже не бросаю. Не могу сидеть без дела, да и нелишне хоть что-то заработать».
Пенсионеры подрабатывают, многие их молодые коллеги рассматривают частный извоз как дополнительный источник заработка, колесят по городу в свободное от основного рода деятельности время. Но есть и те, для которых перевозки пассажиров – единственный способ прокормить семью.
А. Тедееву пока не удалось трудоустроиться в бюджетном секторе, деваться некуда, молодой мужчина решил задействовать свою «десятку». Правда, как признается, толка от такого бизнеса мало, доходы мизерны.
«Клиентов становится все меньше. Сидишь с утра до вечера, следишь за каждым прохожим, а он мимо. Это сильно утомляет, – грустно вздыхает молодой человек – Порой за целый день зарабатываю всего 100-200 рублей. И весь доход идет на уплату налога, заправку, да и машину нужно содержать. Оставил бы это занятие, но куда пойти? Найти работу сейчас нелегко».
Проблемы испытывает и ГУП «Управление автомобильного транспорта-ЮО». Городские автобусы едва ли заполняются наполовину. Предприятие работает в убыток, держится разве что за счет госдотаций. Неудивительно, что в городе почти нет частных маршруток. Это лишний раз говорит о нерентабельности данного вида предпринимательской деятельности.
В более крупных городах, к примеру, во Владикавказе, маршрутки и легковое такси по-прежнему активно востребованы. Цены на такси по городу сопоставимы с цхинвальскими (80-100р.), при этом расстояния длиннее, соответственно, расходы больше, но там частный извозчик за один вечер зарабатывает больше, нежели его цхинвальский коллега. В небольших городах, где почти все находится в шаговой доступности, спрос на услуги такси меньше.
На отсутствие клиентуры жалуются и таксисты, совершающие рейсы в Северную Осетию. Они, как правило, располагаются на территории автовокзала. Раньше извозчики быстро набирали полный комплект пассажиров, но теперь многие рады взять три и даже два человека, лишь бы что-то заработать. Водители грызутся за каждого клиента, некоторые выхватывают его на подступах к вокзалу, прибегая к разного рода хитростям, главное – заманить.
Большинство граждан предпочитает ездить во Владикавказ на государственных автобусах, они новые, да и стоимость поездки почти в два раза дешевле (350 р.), чем на легковом такси (600 р.). Многие и вовсе пересекают границу на личном авто.
Водитель А. Цховребов признается – стал реже курсировать в Северную Осетию. «Проблема именно в нехватке клиентов, – говорит он. – Сейчас уже за счастье набрать три человека. Даже не помню, когда в последний раз удавалось ехать во Владик или оттуда в Цхинвал с полным салоном».
Возможно, будь цены у частных извозчиков немного ниже, клиентов было бы побольше. Так или иначе, заниматься перевозками пассажиров теперь не совсем выгодно. Количество личного автотранспорта в республике продолжает расти.

И. ДЖИОЕВ