Помолиться в святых местах Дзауского района

В сентябре священнослужители и православные Аланской Епархии Южной Осетии совершили очередное паломничество по святым местам Дзауского района, посетили места, где на сегодняшний день сохранились православные церкви и храмы. В частности, как рассказал отец Яков, паломники вместе с иконами и мощами Святого Георгия, Николая Угодника и Святого Вонифатия в течение двух дней смогли посетить храмы в селах Хслеб, Корсеу, Царитта, Сохта, Алхасент, Билурта. «Во всех храмах мы проводили богослужения и просили у Господа Бога благополучия и благодати для нашего народа, взаимопонимания и любви друг к другу», – рассказал отец Яков.

Какое значение имеет паломничество в жизни и вере христианина? Думаю, многие зададутся этим вопросом.

Паломничество является мощнейшим инструментом, способствующим продвижению в духовном развитии христианина. Паломничество – это не экскурсия по святым местам. К нему готовятся задолго до путешествия. Паломники тщательно изучают священные писания, описания мест, историю и значение храмов, которые они собираются посетить. Ведь в этих местах происходили события, связанные с Богом или Его преданными, святыми людьми.

«Паломничество – это когда человек едет по святым местам, по монастырям и церквям, по местам, которые так или иначе связаны с его верой. Паломнические поездки есть как в христианстве, так и в мусульманстве и других религиях. Если взять христианскую классическую православную паломническую поездку, то основная паломническая поездка для православного в Иерусалим, на сошествие благодатного огня. Первый раз я сам ездил в паломничество в православную Румынию, где посетил святые места – церкви, монастыри. Там я получил понимание важности паломничества в жизни истинного христианина.

Если вспомнить историю паломничества, то один из примеров паломничества – это первое описание одного из монахов Киево-Печерской лавры, который посетил святую землю в 14 веке», – сказал отец Яков.

По его словам, впервые священнослужители и прихожане Аланской Епархии совершили паломничество еще при епископе Георгии в Архыз и Лаба, чтобы увидеть исторические святые места древней Алании. «Мы решили начать развивать паломничество в Южной Осетии. В прошлом году мы совершили паломническую поездку – крестный ход в Ксанское ущелье на вершину горы Сырх Хох, где расположена старинная христианская церковь в честь Успения Божьей матери. В этом году – еще раз посетили древнеаланские святыни в Архызе и Лабе, – говорит священнослужитель. – В паломничестве с нами были активисты клуба «Аполлон» Алан Тедеев и Бала Бестауты. Алан Тедеев предложил нам маршрут паломничества – посетить древние храмы, которые практически никто не посещал за последнее время, провести молебен и помолиться Божьей матери. Мы выехали из Цхинвала на машинах, и наш паломнический маршрут начался с селения Хслеб. Здесь наши земляки – братья Цховребовы восстановили храм, и в прошлом году он был освящен.

После села Хслеб мы направились в село Корсеу, где в старинном храме, который мы видели впервые, провели молебен. Далее путь паломников пролегал через село Царитта. В этом селе стоит один из древнейших храмов Южной Осетии, который, к сожалению, практически разрушен. Оттуда направились в Чеселтское ущелье, где посетили строящийся монастырь и поднялись на верхний храм, после направились в Храм Пресвятой Богородицы, который расположен в самом селе Чеселт. И далее поднялись в село Сохта.

Мы еще раз убедились, что наши предки выбирали места для строительства храмов самые высокие, наверно, чтобы во время молитвы быть ближе к Богу.

В селе Сохта был очень большой храм, что нас очень удивило. Сегодня он практически полностью разрушен. В центре храма вырос огромный дуб, от которого ответвляются три больших ветки, напоминающие нам святую троицу – Отца, Сына и Святого Духа. А что связывает святую Троицу и дуб? Согласно Библейскому преданию, к Аврааму Святой дух пришел в виде трех ангелов, и он его принял. И до сих пор это место в Палестине является местом паломничества христиан и называется Мамврийский дуб, который сохранился и до наших дней. Это место встречи Бога и человека. И этот дуб с его тремя ветками стал подтверждением тому, что осетины издревле исповедовали православную веру».

На второй день паломники направились в место Алхасентæ. В этом селении стоит небольшой храм, и в отличие от Сохты дзуар, там поблизости нет жилища. Как рассказал представителям Аланской Епархии выходец из этого села Руслан Тедеев, здесь жили фамилии Алхасеновы и Русиевы. «Согласно его рассказу, жители села отличались геройством и мужеством, а также обладали высоким техническим мастерством по изготовлению пороха. Это давало возможность иметь в достатке боеприпасы для борьбы с вражеским нашествие.

Именно благодаря своему техническому развитию, жители села в XIX веке смогли долгое время оказывать стойкое сопротивление врагам. Сегодня эти фамилии практически исчезли. Оставшаяся часть жителей переехала в Грузию и сегодня мы можем услышать эти фамилии переиначенные на грузинский лад.

Храм по своему строению напоминает усыпальницу. Верхняя часть храма полностью разрушена. Интересным является тот факт, что на одном из камней вырублено изображение человека в классической кавказской одежде, молящегося Богу, а рядом с ним камнетёсный инструмент. Мы предполагаем, что изображение человека на камне является, говоря современным языком, брендом строителей. В иконографике принято, когда строители церквей оставляли свой символ и знак. Есть интересная фигура в алтарной части храма, которая напоминает лица химер. Рядом с храмом – склепы, растет дикая смородина. Существование этой церкви свидетельствует о древнем духовном развитии осетин», – говорит священник.

В паломничестве приняло участие 15 человек и, как отметил отец Яков, во время паломничества человек тоньше и глубже пропитывается сущностью православия, духовно укрепляется и больше начинает понимать, что такое Добро и Зло.

А. СИУКАЕВА