«Разделяй и властвуй» – древняя мудрость, которая никогда не теряла своей актуальности на политической арене, и к нему, еще не раз будут прибегать в течение многих веков.
Основными «атрибутами» раздробления, и как следствие, дезинтеграции народа, являются политические и внутрисоциумные разногласия, территориальные вопросы и вера, и, как правило, внедряются они внешнеполитическими силами.
Сегодня хотелось бы остановиться на последнем – на Вере. При современном развитии югоосетинского общества, где основной акцент существования государства захватывают политическое и экономическое развитие, религиозные вопросы могут показаться не столь уж важными. Однако, если вникнуть поглубже в современную духовную жизнь нашего общества, то она сродни бомбе замедленного действия.
На данном этапе становления и дальнейшего развития югоосетинской республики в сильное и мощное государство важно, чтобы народ придерживался одной идеологии, одной религии, которая выступит связующим звеном, объединит и будет способствовать единству и сплочённости народа.
В Южной Осетии, наряду с государственной православной верой и традиционными верованиями осетин, существует ряд религиозных течений, противостояние которых скрыто от глаз постороннего обывателя, но оно все чаще и чаще активизируется, пока что завуалированно.
На днях, решением Верховного суда, одно из религиозных объединений – Свидетели Иеговы, признано официально экстремистской организацией.
Основной причиной подачи в суд на Свидетелей Иеговы был инцидент – один из представителей данного объединения покончил жизнь самоубийством. В ходе расследования была найдена литература, признанная экстремистской в России – это и стало основанием для Генеральной прокуратуры подать иск в Верховный суд.
Зачем в 90-ые годы в РЮО были внедрены религиозные объединения?
По достоверным источникам известно, что после распада СССР, в республику стали проникать религиозные верования, которые никак нельзя назвать традиционными для нашего народа. Почти все эти религиозные движения были внедрены в Южную Осетию непосредственно из недружественной Грузии. Оно и понятно, ведь руководство Грузии орудовало не только на военном поле, но также были созданы и социальные проекты, способствующие уничтожению осетинского этноса. На территорию республики были внедрены не только свидетели Иеговы, но и пятидесятники, баптисты, адвентисты седьмого дня и т.д. Руководители религиозных сект были этническими осетинами, но проживающие до этого момента на территории Грузии.
С тех пор в республике довольно прочно укрепились только пятидесятники, которых уже более 1000 человек и Свидетели Иеговы. Остальные религиозные верования после событий августа 2008 года в связи с их внутренними проблемами не смогли далее развиваться, так как окормлялись в основном со стороны Грузии. В данный момент в республике только десять человек – баптистов – они окормляются из России. И небольшая группа людей в селении Дменис находятся в религиозной секте адвентисты седьмого дня.
«Любая религиозная организация имеет свою историю происхождения, и мы достаточно ознакомлены со всеми религиозными течениями, с их историей, учениями и уставами.
Если религиозное объединение содержит в себе что-то агрессивное и антигосударственное, и деградирующе воздействующие на социум, то будут предприняты все соответствующие меры, чтобы не допустить его регистрации на территории республики. В любом случае мы исходим из интересов нашего государства.
В Южной Осетии в наиболее развитом виде есть два религиозных объединения – пятидесятники и Свидетели Иеговы, все остальные никакой опасности не представляют для государства и только два этих течения могут фундаментально влиять на определенные слои населения и несут в себе угрозу для государства», – пояснила нам Уполномоченный представитель при Президенте по вопросам религии Соня Хубаева.
«Твори добро» – во имя зла?
Воздействие разных религиозных течений на общественное сознание несет угрозу не столько государственному развитию, сколько приводит к разобщению, разделению народа. Разные вероисповедания испокон веков сеяли хаос в социуме, и дело не только в таких поверхностных спорах – как называть Божество, которому поклоняются разные религиозные течения, а в том, что каждая часть такого разобщенного общества мыслит уже совершенно по-разному.
Искусственное внедрение в общество религиозных объединений способствует раздроблению этого социума и созданию ситуации управляемого хаоса, где будет четко и высокоэффективно действовать принцип «разделяй и властвуй». В последующем же, в этом обществе возможно провести тотальное разрушение основных ценностных ориентиров, духовных и нравственных монолитов, которые цементировали это общество, и если быть последовательными, то это государство можно подвести к процессу демонтажа.
«В те трудные военные годы, когда трагедия коснулась многих семей, мы на многое закрывали глаза, и появлению в республике различных религиозных сект не было оказано противодействия, так как многие находили успокоение в религии. Но уже тогда мы совершили ошибку, потому что различные верования не только утвердились на территории Южной Осетии, но и довольно быстро развивались. В течение нескольких лет они привлекли молодых и активных ребят, которые уже выросли на основе нетрадиционных верований для югоосетинского народа, что уже само собой является угрозой государству и ее дальнейшему благоприятному развитию. Так что предпринятые меры по отношению к религиозной организации – Свидетели Иеговы, соответствуют законодательству Южной Осетии и являются правовыми и даже запоздалыми действиями», – подчеркнула Соня Хубаева.
А на вопрос: «Почему же все-таки по отношению к другим религиозным течениям не предпринимаются соответствующие меры?» уполномоченный представитель при Президенте по вопросам религии пояснила, что в основном это связано с вероучением религиозных объединений.
Свидетели Иеговы, по словам Сони Хубаевой, отказываются принимать участие в государственно важных праздниках, отрицают государственные атрибуты и воспитывают своих детей в этом русле. Свидетели Иеговы, по ее мнению, изначально несли в себе опасность обществу, так как воспитанные в таких традициях поколения даже не знают о таких чувствах как патриотизм или любовь к родине.
Проводя параллели между двумя религиозными течениями Соня Хубаева рассказала, что пятидесятники никогда насильственно не втягивали людей в свое объединение. Помимо этого, у пятидесятников религиозное учение практически не отличается от православия, они признают все основные догматы христианства, в отличие от Свидетелей Иеговы. Основное несоответствие пятидесятников с православием это то, что они религиозные обряды совершают по-другому, не признают посредников между собой и Всевышним (то есть церковных священнослужителей) и не поклоняются иконам.
«Вероучения пятидесятников и Православной Церкви не сильно отличаются и, я думаю, что особого противодействия между ними быть не может.
Но, есть еще небольшой нюанс – пятидесятники также делятся на традиционных пятидесятников и в конце 2007 года появились харизматические пятидесятники, которые принимали активное участие в цветных революциях соседних государств в Грузии и в Украине, и есть сведения об опасности неопятидесятнического движения.
У государства должна быть выработана единая позиция ко всем религиозным объединениям, действующим на территории РЮО и если такие тенденции будут прослеживаться, то их нужно пресекать вовремя, чтобы они потом не выросли в опухоль для общества, в которую они вырастают в других государствах», – отметила она.
Вера – один из столпов, на которых держится мир
С того момента, как в Южной Осетии была принята Конституция, в ней была сделана запись об отношении государства к религиозным объединениям следующего характера: «Православие и традиционные верования осетин являются одной из основ национального самосознания осетинского народа». Запись была сделана не случайно, а в связи с тем, что был проведен серьезный анализ того, как складывались исторически религиозные верования наших предков.
Религия играла важную роль в жизни наших предков, она объединяла весь народ Аланского государства. Посредством своих связей они налаживали отношения и с Византией, и с другими православными государствами. Надо отметить, что православие сыграло очень важную роль и в становлении государственности Алании, а также укрепляло его позиции. Не случайно на сегодняшний день в Конституции РЮО записано, что православие является одной из основ национального самосознания. При этом не отвергая и сохранившиеся древнейшие формы религиозных праздников, чтобы не сталкивать православие с обычаями и традициями нашего народа, которые также тесно связаны с его религиозными представлениями, зародившимися далеко до христианства и сохранившиеся до сих пор среди осетинского народа.
Возвращаясь к основной нашей теме – к религиозным проблемам и их влиянию на общественную жизнь, хотелось бы подчеркнуть, что вероисповедание зачастую напрямую влияет и на политический ход событий. И ярким примером такого процесса в Южной Осетии, служит Ленингорский район, где службы проводят грузинские священнослужители, и во время богослужения, по канонам церкви упоминают имя своего каталикос-патриарха Грузии – Ильи II. Думаю, у каждого гражданина Южной Осетии здесь возникнут определенные вопросы.
Впрочем, как любит завершать свои телепередачи один наш российский коллега: «Это уже совсем другая история».
Мадина Бязрова