19 января православные отметили один из двунадесятых праздников – Крещение Господне или Богоявление
Праздничные богослужения прошли и в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале. 19 января в 10 часов утра началась божественная литургия. Ближе к полудню священнослужители, прихожане и собравшиеся совершили крестный ход к реке Лиахва, где священнослужители провели молебен и совершили чин освящения воды. С праздником всех православных поздравил благочинный Цхинвальских церквей отец Иаков (Хетагуров) и пожелал крещенным людям помнить в душе смысл праздника Богоявления и его значение. «Дай Бог, чтобы в этот день мы решили отказаться от тех плохих дел, которые, к сожалению, совершает каждый человек, и желаю всем обновиться. Ведь когда человек окунается в крещенскую воду, он обновляется», – обратился к прихожанам священнослужитель.
Взгляд в историю
Много лет назад в Иудее, нынешней Палестине, один из величайших пророков Иоанн Креститель, зная, что наступило время, когда миру должен открыто явиться Спаситель человечества сын Божий, призвал людей прийти, покаяться, омыть свои грехи в воде и приготовиться к встрече с Богом, со Спасителем. Когда люди начали идти к Иоанну каяться и креститься, то одним из тех, кто пришел к нему креститься, был и сам Христос. Иоанн, конечно же, знал его. Христос по матери своей, по своей человеческой природе был родственником Иоанна Крестителя. Христос подошел к Иоанну и сказал ему: “Крести меня”. Иоанн ответил, что как он может его крестить, когда он – Спаситель мира, пришел крестить нас. По пророчеству придет Спаситель и будет креститься по своей человеческой природе как все люди. Христос вошел в воду и покрестился как все люди. Тогда же говорил Иоанн Креститель – придите и креститесь водою, ибо после меня придет тот, который будет крестить вас духом.
Название праздника Богоявления и говорит о сущности самого праздника. Когда Христос вошел в воду и Иоанн Креститель воздвиг на него воду три раза, то небеса разверзлись и прозвучали слова: «Сей есть сын мой, его и слушайте». Верующие люди это услышали. Тогда первый раз всему человечеству было дано от Бога Отца, что на земле воплотился Бог. Это очень древнее пророчество. Еще Адаму было дано Богом Отцом, что придет тот, который сотрет главу змия, т.е., Сатану, и всех вернет к своему изначальному состоянию, в котором должен находиться человек – в бессмертие, в бессмертие не во зле, а в бессмертие в любви. Крещение для православных означает именно начало этого пути. Ведь человек приходит в церковь тогда, когда он решил, что будет следовать Божьим заветам, начнет изучать Христову веру. А суть Христовой веры такова, что человек не умирает, он просто из одного состояния переходит в другое. И потому очень важно жить по законам Божьим. И потому оно называется таинством, что во время крещения на человека невидимо сходит святой дух, человек внутренне преображается.
– Отец Иаков, каждый год 19 января бывает много желающих креститься. На Ваш взгляд, их количество с каждым годом увеличивается, или наоборот, уменьшается?
– Мы привыкли все считать количеством. Но дело не в этом. Я стал священником в 2004 г. и скажу – за период служения пик желающих принять крещение приходится на середину 2000-х годов. Помню, за раз мы крестили по 70 человек несколько недель подряд! Вплоть до 2016 г. этот пик продолжался. Кстати, в 90-х годах тоже наблюдался пик желающих, когда в Южной Осетии были тяжелые времена, и наш народ боролся за свою независимость.
Сегодня у людей много источников информации, и чем больше каналов, тем больше становится просвещенных людей. Это и повлияло на увеличение количества желающих принять таинство крещения. Во многом это связано и с возрождением Аланской Епархии. Часты случаи, когда принять крещение именно в Южной Осетии люди приезжают из других городов и даже государств, причем не только осетинской национальности. Я венчал российских журналистов, а сейчас они хотят крестить своего ребенка в нашем храме. Сегодня, в основном крестятся дети и подростки. То есть продолжается традиция крещения в семьях.
– Насколько правильным является процесс крещения детей в младенческом возрасте? Ведь решение за детей принимают родители.
– Действительно, взрослые люди к крещению подходят сознательно. В некоторых протестантских образованиях считают, что к крещению человек должен подойти с точки зрения рационализма. Православие же это не приемлет. Православная церковь учит о вечности души, и крестимся не для того, чтобы жить долго и счастливо, а для примирения с Богом. И в данном случае православие говорит, что младенец, родители которого верят в Бога, сами крещенные, желают своему чаду вечной жизни и должны его крестить. Если мы не крестим ребенка и, не дай Бог, он умрет до 18 лет, то родители сознательно лишают ребенка Царства Небесного. Вообще детей надо крестить на восьмой день от рождения, или хотя бы до трех месяцев. Если существует угроза жизни младенца, то их крестят в первый день рождения.
Бог таинственно крестит каждого, кто приходит к нему креститься. Священник всего лишь совершает обряд крещения. Таинство, происходящее во время крещения, одинаково происходит и с человеком, который подходит к крещению сознательно, и с маленьким ребенком. Каждый крестящийся человек становится частью небесной церкви. Работа церкви – объяснять людям бессмертие их души, а вера – это выбор человека.
Одной из важнейших ценностей осетинского народа является семья. Старшие должны заботиться о младших. И если мы заботимся о теле ребенка – кормим, одеваем, обуваем и т.д., то мы обязаны заботиться и о его душе. И крещение как раз и является заботой о душе. Благодать, которая дается во время крещения, полностью меняет жизнь человека. Если крестить человека в самом раннем возрасте, то душа человека сразу принимает благодать Божью и защищена в течение всей жизни.
– Многие считают, что без наличия крестных родителей ребенка нельзя крестить. Эта правильное мнение?
– Я считаю, что в современном мире настоящих крестных родителей найти труднее, чем человека, который подарит вам миллион… Крестный родитель – это большая ответственность и перед Богом, и перед крестником, он отвечает за духовное возрождение ребенка и обязан приобщать его к православной вере. Многие не понимают этого и легко соглашаются стать крестными родителями. На крестных родителей возлагается большая ответственность за своих детей. К этому вопросу надо подходить ответственно. Крестные родители обязаны приобщать своих крестников к вере, молиться за них каждое утро. Подарить полотенце и крестик и ежегодно приходить пировать на дни рождения – это безответственный подход стать крестным. Если человек не собирается жить по-христиански, то не надо брать на себя столь важную ответственность – крестить ребенка.
Если вы решили крестить своего ребенка и не можете найти для него воцерковленных родителей, то не надо откладывать крещение.
Святая вода для лечения души
– Расскажите пожалуйста, как правильно хранить крещенскую воду, и как по православным канонам следует ее употреблять?
– Крещенскую воду желательно хранить в стеклянной посуде, или же в новой пластиковой бутылке в чистом месте или рядом с иконами. Нельзя ее забирать и держать в бутылке из-под лимонада и т.д., так как вода приобретает вкус и запах напитка, и это неуважение к святой воде.
Употреблять ее надо натощак, после того, как прочитал молитвы. Ею можно запивать лекарства. Есть еще некоторые ограничения, когда нельзя принимать освященную воду, и всем желающим священник может это подробно объяснить. А больному человеку можно давать и после еды.
– Есть разные мнения о целебности освященной воды. Крещенская вода действительно помогает больным?
– Целебной она является не как лекарство. С точки зрения церкви начало всех болезней – это духовный грех. И когда человек не лечит духовный грех, болезнь проявляется на теле, т.е. пока болит душа, а после – тело. С точки зрения лекарства святая вода – для лечения души. Принимая святую воду, человек от себя отгоняет злых духов, выбирает между Христом и дьяволом.
– Отец Яков, считается, что в день Крещения Господня все реки и воды освящаются…
– Абсолютная правда. Более того, ко мне приходили люди и говорили, что они забирали родниковую воду в праздник Крещения Господня без церковной службы и освящения, и она стояла у них два и более года и не портилась. Если забрать воду, которая течет из земли, т.е. родниковую, то она считается освященной и на ней есть благодать святого духа. Но все это дается по вере нашей. Но при этом из воды нельзя делать идола. Вода – не Бог. Воду освящают для человека, но если сам человек не освящен, вода ему не поможет.
Алена ДЖИОТЫ