«Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!»

16 апреля весь православный мир отмечает один из главных праздников – Воскресение Христово. Назвать Пасху праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас получил надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл веры.

Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими».

Распятие Христа произошло в пятницу, которую называют страстной, на горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешения прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста и похоронил Его. Первосвященники выставили у Гроба Господня стражу.

Гроб представлял собой пещеру, выдолбленную в скале. Тело умершего смазывали маслами и благовониями, обвивали тканью и клали на каменную плиту, а вход в пещеру закрывали большим камнем. Так поступили и с телом Иисуса – за одним исключением. Его Погребение было совершено в спешке – заканчивалась пятница, а в субботу (которая наступает с вечера пятницы) нельзя делать никаких дел, поэтому тело Иисуса не успели умастить благовониями.

Благочестивые женщины, ученицы Христа, рано утром в воскресенье, взяв благовонные масла, поспешили к Гробу, чтобы проводить Его в последний путь как нужно. Благовонные масла еще называются миром, вот отчего тех женщин называют женами-мироносицами.

Евангелие повествует, что «по прошествии субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…»

Женщины, изумленные самим фактом явления им Ангела, действительно подошли и посмотрели. И удивились еще больше, увидев, что гробница пуста. В пещере лежала только ткань, в которую было завернуто тело, и платок, который был на голове Христа. Немного придя в себя, они вспомнили слова, сказанные когда-то Спасителем: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Они вспомнили и другие слова Христа о Воскресении через три дня после смерти, казавшиеся им туманными и непонятными. Ученики Христа думали, что слова о Воскресении – это метафора, что Христос говорил о Своем Воскресении не в прямом смысле, а в переносном, что речь шла о чем-то другом! Но оказалось, что Христос воскрес – в самом прямом смысле этого слова! Печаль женщин сменилась радостью, и они побежали сообщить о Воскресении апостолам…

Вечером того же дня апостолы собрались в одном иерусалимском доме, чтобы обсудить происшедшее: сначала они отказывались верить в то, что Христос воскрес – слишком уж это было неподвластно человеческому пониманию. Двери дома были наглухо заперты – апостолы опасались преследования властей. И вдруг неожиданно вошел Сам Господь и, встав посреди них, сказал: «Мир вам!»

Кстати, апостола Фомы в воскресенье в том иерусалимском доме не было. И когда другие апостолы рассказали ему о чуде, Фома не поверил – за что, собственно, и был прозван неверующим. Фома не верил в рассказы о воскресении Иисуса до тех пор, пока собственными глазами не увидел Его. А на Его теле – раны от гвоздей, которыми Христа прибивали к Кресту, и пробитые копьем ребра Спасителя… После этого Фома, как и другие апостолы, пошел проповедовать – донести до каждого Благую весть. И мученически умер за Христа: он-то точно знал, что Христос воскрес, и даже угроза смертной казни не заставила апостола перестать говорить об этом людям.

После этого Господь являлся апостолам, и не только им, еще не один раз – до тех пор, пока на сороковой день после Своего Воскресения не вознесся на Небо. Прекрасно зная человеческую природу, – мы ничему не верим, пока не убедимся в этом сами, – Иисус, по сути, пожалел своих учеников. Чтобы они не мучились сомнениями, Он часто находился среди них, разговаривал с ними, подтверждая тем самым то, во что поверить на первый взгляд было невозможно – в то, что Христос воскрес!

Апостол Павел, который вообще никогда не видел Христа в Его земной жизни, но которому Он явился после Своего Воскресения, обозначил суть нашей веры: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна… то мы несчастнее всех человек».

Христос воскрес и вознесся на Небо, но Он всегда присутствует в Своей Церкви. И каждый может прикоснуться к Нему – на главном христианском богослужении, литургии, когда священник выходит к людям с Телом и Кровью воскресшего Христа…

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье, вся она исполнена духовной радости и ликования. Она посвящена примирению Бога и человека, победе жизни над смертью. В храмах Южной Осетии в честь Пасхи будут проходить праздничные службы. В субботу в 12.00 в Храме Рождества Богородицы г. Цхинвала пройдет божественная литургия. Тогда же состоится освящение куличей, яиц, пасок и сыра.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Вечером, в субботу, в 23.30 в Храме будет Пасхальная Полунощница, и после в 23.40 – Крестный ход. Священнослужители, прихожане, верующие с зажжёнными свечами пройдут вокруг Кафедрального храма.

Уже в воскресенье в 00.00 часов священнослужители совершат божественную литургию, Пасхальную Утреню.

После полуночи заканчивается первая часть литургии, и люди, находящиеся на божественной литургии, по традиции поздравляют друг друга со светлым праздником Воскресения Христова: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!». Тогда же священнослужители освящают пасхальные куличи и яйца. После чина освящения божественная литургия продолжается до утра.

Святая Пасха празднуется как символ начала новой жизни. Пасха – это победа Божьей любви над миром, грехом и неверием. Пасха – это великий праздник для всех, кто принял Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа. Это праздник радости, праздник жизни, и надо молиться о благополучии, и благодарить Господа за мир и спокойствие.

А. СИУКАЕВА