Паломничество по аланским святыням

На прошлой неделе священнослужители Аланской епархии и прихожане совершили паломничество по аланским святыням. Эта была уже вторая поездка – паломничество представителей Южной Алании в Западную Аланию, на территорию средневековой Аланской Епархии. Всего паломников было 24 человека. Основная цель паломничества – узнать, кто мы на самом деле, какую культуру, наследие и духовные ценности имеем, осмыслить значение той цивилизации, которая когда-то была одной из процветающих.

«Хотим наладить этот паломнический маршрут и как можно больше православных Южной Осетии повезти на места аланских святынь и познакомить их с древней православной культурой, чтобы люди имели возможность воочию увидеть, кому молились наши предки, – сказал отец Симон. – Свой паломнический маршрут мы начали с посещения могилы Феодосия Кавказского в Минводах. Мы помолились на его могиле за благополучие нашего народа.

Далее мы направились в село Лаба (село Коста Хетагурова), в Карачаево-Черкесию. Здесь у нас состоялась встреча с главой администрации села Игорем Магкаевым, с которым мы договорились о дальнейшем сотрудничестве, в частности, о будущих поездках. В селе Лаба поднялись в Шуанинский Храм святого Георгия, где отслужили молебен».

Этот христианский храм был построен в первой половине X века на территории современной Карачаево-Черкесии, и который, согласно византийским источникам Х-XIV вв., входил в Аланскую епархию.

Отсюда участники паломничества направились в Архыз, где посетили Нижне-Архызское городище. Это архитектурный ансамбль из трех христианских храмов постройки IX-X вв. – Северного, Среднего и Южного, которые хорошо сохранились до сегодняшнего дня.

По мнению историков, Нижне-Архызское городище в X-XII веках н.э. было центром Аланской епархии и резиденцией аланских митрополитов. В частности, Северный храм был кафедральным собором Аланской епархии.

На территории Нижнего Архыза, по данным историков и упоминаниям византийских летописей, находилась столица древнего Аланского царства – город Магас. Государство Алания существовало с начала I тысячелетия до середины XIV века, пока не пала в результате нашествия монголов. В период своего расцвета Магас представлял собой огромный по тем временам город с более чем 15 тысячей жителей. Благодаря своему географическому расположению Алания стала воротами христианства на Руси. Здесь на сотню лет раньше приняли христианство.

Северный храм расположен на возвышенности Нижне-Архызского городища и вынесен за пределы города. Его строительство датируется первой четвертью X века. Храм был кафедральным собором Аланской епархии в X-XIV веках, вокруг него располагался поселок епархии.

Средний храм расположен в 800 метрах южнее Северного храма и находится на одной из окраин городища. Дата его строительства определяется первой половиной Х века. В отличие от Северного храма, Средний был «отреставрирован» монахами основанного здесь в XIX веке мужского Александро-Афонского монастыря и приспособлен для служб в 1897 году. Средний храм был собором, обслуживавшем христианское население Магаса.

Южный храм, или церковь святого пророка Илии – самый древний действующий христианский храм. Его строительство датируется первой четвертью Х века.

По словам отца Симона, они отслужили молебен в Ильинском Храме Николаю Чудотворцу, так как в тот день был его день рождения. Кстати, когда священнослужители и прихожане совершили первую поездку – паломничество в Зеленчук (в 2003 году), зайдя в Ильинский храм, отец Виктор, священник этого храма, узнав, что паломники из Южной Осетии, сказал прихожанам: «Наконец-то в храм пришли хозяева». Слова отца Виктора стали подтверждением тому, что осетины являются потомками некогда процветающей державы – Алании.

Молебен отслужили и в Северном храме. На сегодняшний день можно смело утверждать, что наши предки аланы оставили осетинам очень многое в плане веры и культуры.

Конечно, находясь на территории Архыза, каждый православный хочет увидеть наскальную икону – Лик Христа. И паломники из Южной Осетии тоже поднялись к Лику Христа.

Лик Христа – наскальная икона, расположенная высоко в горах, напротив древних христианских храмов. Лик Христа был открыт в 1999 году двумя местными жителями. Наскальное изображение Спасителя датируется учеными X веком. Лик скрыт от человеческих взглядов, чтобы его увидеть, необходимо подняться в гору по очень крутой тропе. Тем не менее, это место стало объектом всеобщего паломничества. Наскальное изображение размером 140 на 80 сантиметров исполнено в уникальной технике, сочетающей живопись и рельеф скальной поверхности. Прекрасная сохранность иконы объясняется тем, что она расположена на скальной террасе, под прикрытием козырька из горного камня.

В сентябре нынешнего года, как отметил священнослужитель, они планируют еще раз совершить паломничество по аланским святыням.

А. ДЖИОТЫ