Заложники халифата, или удастся ли Тбилиси усидеть на двух стульях?

Соединенные Штаты, начав новую военную операцию на Ближнем Востоке, на этот раз против террористического «Исламского государства» (ИГ) и создавая для этого международную коалицию, ставят своего самого верного сателлита на постсоветском пространстве – Грузию в двусмысленное и рискованное положение.

С момента прихода к власти команда Бидзины Иванишвили избрала излюбленную грузинскую тактику обхаживания двух хозяев, правда, только один из них в данном случае истинный. На какой-то период подобная политическая линия обеспечивает существенные дивиденды в виде резкого увеличения объемов поставок грузинской сельхозпродукции в Россию. Кроме того, смягчив риторику и избегая участия в антироссийских акциях, нынешние власти в Тбилиси получили возможность хоть и более осторожно, но также поступательно продвигать страну по пути евроатлантической интеграции, не встречая при этом существенного противодействия со стороны России.

В своем недавнем интервью грузинским СМИ «смотрящий» грузинской политической кухни Бидзина Иванишвили поставил себе в заслугу, что Грузия не ввязалась в украинский кризис, чреватый для нее весьма серьезными последствиями. «Не дай Бог, чтобы здесь продолжилось то, что происходит в Украине. «Национальное движение» хочет, чтобы Грузия полыхала в огне. Господь уберег нас, что их сегодня нет во власти, а то, возможно, и Грузия была бы втянута в войну… Думаю, у нас очень сбалансированная позиция ко всем нашим соседям, в том числе и к многострадальной Украине. А тот, кто выпрыгивал из брюк, тот довел страну до ужасного состояния. Выпрыгивал из брюк и представлялся нам глобальным игроком. Теперь эти дети подзуживают нас, что мы опять должны включиться в войну», – сказал теневой властитель Грузии.

Однако ухудшившаяся международная ситуация на фоне объявленного Бараком Обамой всеобщего рекрутского набора своих вассалов для участия в новом крестовом походе может осложнить для осторожных грузинских властей задачу сидения на двух стульях одновременно. Фанатичное стремление попасть в ряды североатлантического альянса обязывает Грузию участвовать во всех крупных международных акциях США, невзирая на серьезные издержки и риски. Благодаря этому грузинские войска оказались в Ираке и Афганистане, по численности задействованного контингента опережая большинство членов НАТО.

Желание вновь угодить Вашингтону и тем самым скорее добиться членства в рядах альянса подвигло Грузию объявить о своей поддержке операции против «Исламского государства». Правда, после публикации на этой неделе в журнале «Foreign Policy» официальное Тбилиси оказалось в весьма щекотливой ситуации. По сообщению этого западного издания, «бывшая советская республика Грузия вызвалась принять на своей территории учебный центр для сирийских повстанцев». Об этом утверждает корреспондент журнала Джон Хадсон, ссылаясь на неназванного сотрудника американской администрации. «Если предложение будет принято, оно сможет дополнить существующий план Белого дома по обучению 5 тыс. сирийских повстанцев в Саудовской Аравии в будущем году, дабы они воевали с экстремистами. Предложение также значительно увеличит роль Грузии в коалиции против ИГ. Грузия, которая годами развивает тесные связи с Вашингтоном, надеясь на прием в НАТО, также посылала войска, чтобы сражаться бок о бок с американскими силами в Ираке и Афганистане», – комментирует издание.

Слова неназванного американского чиновника в интервью «Foreign Policy» подтвердил посол Грузии в США Арчил Гегешидзе. По данным издания, потенциальный масштаб центра пока неясен, но Гегешидзе полагает, что там могли бы обучаться борцы с ИГ из разных стран, а не только из Сирии.

Причем подобное предложение в обстановке закрытости со стороны Тбилиси было сделано в ходе визита министра обороны США Чака Хейгела в Грузию в начале сентября. Взамен США обещали прислать своих морпехов для обучения грузинских частей в размере бригады, поставить американские вертолеты Black Hawk и оказывать политическую поддержку идее приема Грузии в НАТО в будущем, утверждает издание.

С данными журнала «Foreign Policy» согласен британский эксперт по вопросам Кавказа Томас де Ваал, как правило, хорошо информированный о пертурбациях грузинской политической кухни. «Это значит: хотя нет перспектив на вступление в НАТО, они решили делать все, что в их силах, чтобы быть «НАТО за пределами НАТО», – говорит эксперт.

Публикации в «Foreign Policy» вызвали настоящую бурю. Грузинские власти начали публично открещиваться от этого, заявляя, что не намерены участвовать в военной операции США. Так, комментируя встречу грузинского премьера Ираклия Гарибашвили с Обамой, состоявшуюся 25 сентября, глава МИД Грузии Майя Панджикидзе всячески подчеркивала, что в ходе переговоров не было и речи об отправке грузинских войск в Ирак и Сирию для борьбы с ИГ или подготовке сирийских оппозиционеров на территории Грузии.

Правда, при этом она забыла собственные заявления, прозвучавшие буквально неделю назад. Так, выступая 19 сентября на заседании Совета безопасности ООН, которое было посвящено иракскому вопросу, Майя Панджикидзе заявила, что Тбилиси готов присоединиться к международным усилиям в борьбе против Исламского государства и работать с партнерами, чтобы определить, какой вклад может внести Грузия в это дело. «Грузия обеспокоена насильственным развитием и быстрым ухудшением ситуации с точки зрения безопасности в Ираке. Мы готовы оказать гуманитарную помощь тем, кто пострадал в результате жестоких действий террористических групп. Кроме этого, ценный опыт Грузии из боевых миссий, а также успешная трансформация в сфере обороны могут быть эффективно использованы для усиления возможностей Ирака и других сил безопасности в то время, когда они борются с террористами Исламского государства. С нетерпением ждем работы с США и другими партнерами по коалиции в течение следующих дней и недель, чтобы определить те сферы, которые вклад Грузии обогатит дополнительной ценностью», – торжественным тоном вещала с трибуны глава грузинского МИД, не стесняясь явных верноподданнических оборотов в своей речи. В качестве примеров участия Грузии в международных операциях она привела Ирак, где располагались около 2000 грузинских военных до августа 2008 года, а также участие Грузии в операции ISAF в Афганистане и Миссии ЕС в Центрально-Африканской республике. Государственный секретарь США Джон Керри, который вел заседание, поблагодарил Грузию «за все, что вы делаете, несмотря на другие вызовы, которые, как мы знаем, стоят перед вами».

Теперь после публично озвученных недвусмысленных откровенных предложений вновь использовать грузинских солдат в качестве колониальных стрелков, госпожа Панджикидзе утверждает, что Грузия будет заниматься исключительно поставками гуманитарной помощи. Причем предложения Панджикидзе не были первыми, она лишь публично подтвердила то, о чем говорилось в ходе закрытых встреч министра обороны Грузии Ираклия Аласания с главой Пентагона Хейгелом.

Приехав 9-го сентября с двухдневным визитом в Грузию, министр обороны США провел переговоры с министром обороны Ираклием Аласанией и посетил военный учебный центр «Крцаниси», в котором работают американские инструкторы. Чак Хейгел поблагодарил грузинские власти за поддержку операций Запада в Ираке, Афганистане и положительно охарактеризовал «особый пакет», способный помочь Грузии интегрироваться в НАТО. В числе конкретных действий, которые руководство альянса и представители Тбилиси сочли возможным или необходимым предать гласности, были – совместные учения на территории Грузии, предоставление ей оборонительного оружия, создание учебно-тренировочного центра регионального масштаба. Прецедент создания крупного учебно-тренировочного центра в Грузии уже есть. Несколько лет назад в Сачхере была создана база для подготовки горно-стрелковых подразделений, на которой проходили учебу не только грузинские военнослужащие, но и подразделения стран НАТО. Существует также учебный центр в Крцаниси, где американские инструкторы готовили грузинских вояк для операции в Афганистане.

По мнению грузинского эксперта по военным вопросам и безопасности Вахтанга Маисая,   «очевидно, база, о которой говорится, будет иметь схожие функции. Создается она под эгидой программы «Партнерство во имя мира», что делает ее открытой практически для любой страны». По мнению эксперта, у Хейгела была и другая миссия, касающаяся создания коалиции против «Исламского халифата», в частности он заручился поддержкой грузинского руководства в кампании против ИГ, подразумевающей участие практически всех родов войск, включая сухопутные. По информации Маисая, Тбилиси не мог отказать главе Пентагона.

Другим свидетельством, подтверждающим существование планов по подготовке сирийских боевиков при участии Грузии, стала встреча Гарибашвили с министром иностранных дел Саудовской Аравии принцем Саудом аль-Фейсалом, состоявшаяся также на этой неделе. Грузинские СМИ опубликовали лишь официальную часть встречи, в ходе которой речь шла об отношениях двух стран, перспективах углубления экономического сотрудничества. Было отмечено, что Грузия занимает важное геополитическое положение, обладая соответствующими функциями. Со стороны Саудовской Аравии была выражена готовность активнее использовать этот потенциал Грузии. Достигнута также договоренность о взаимном открытии посольств – в Тбилиси и Эр-Рияде.

Назвать эту встречу случайной без привязки к ситуации на Ближнем Востоке трудно. Грузия с Саудовской Аравией ни экономически, ни политически никак не связана. Вместе с тем следует учесть, что среди арабских государств – союзников США именно саудиты отвечают за новый этап подготовки подразделений так называемой сирийской умеренной оппозиции. Саудовская Аравия недавно дала согласие на создание учебной базы для «умеренной» сирийской оппозиции, которых США хотят подготовить, вооружить и направить назад для борьбы против боевиков ИГ. Получается, что Саудовская Аравия и Грузия хоть и в разных масштабах, но будут выполнять одну и ту же задачу для Вашингтона. В такой ситуации нелишне обсудить с новоявленным компаньоном вопросы взаимодействия по обслуживанию геополитических интересов США. Не исключено также, что на грузинских центрах подготовки появятся саудовские инструкторы, в самой Грузии вряд ли найдется достаточное количество офицеров, знающих арабские языки.

После публикаций в западной прессе в грузинском экспертном сообществе началась нешуточная паника. Эксперты и политологи начали наперебой выступать с эмоциональными рассуждениями о рисках, которые кроются в подобной помощи Грузии американской операции. В глазах тбилисских обывателей начали возникать картинки, как по проспектам грузинской столицы разгуливают бородатые арабские боевики с воплями «Аллах акбар». Как пишет обозреватель еженедельной газеты «Премьер» Михаил Гецадзе, одно дело тренировать военнослужащих и совсем другое – боевиков из разношерстного и непонятного сброда.

Политолог Иосиф Цинцадзе пошел еще дальше, заявив, что приглашая для тренировок боевиков сирийской оппозиции, Грузия тем самым объявляет войну не Башару Асаду, а России.

«Москва поддерживает Асада и даже отправила к сирийским берегам мощный флот, который, по некоторым данным, принимает участие в боевых операциях по защите воздушного пространства. С одной стороны, власти отказываются принимать жесткую резолюцию по Украине, ни один грузинский министр ни разу не побывал в Киеве, чтобы не раздражать Москву. В то же время приглашают в страну для тренировок заклятых врагов России. Разве это не абсурд?», – подчеркнул Цинцадзе. Нельзя не признать, что грузинский политолог прав. В качестве подтверждения слов Цинцадзе можно привести заявления представителя Национальной коалиции оппозиционных революционных сил Сирии Монзера Акбика, который отметил, что после победы над «Исламским государством» оппозиция сможет продолжить борьбу с президентом Башаром Асадом, а если добавить угрозы в адрес Москвы, которые неоднократно озвучивали те же самые боевики сирийской оппозиции, ситуация для Грузии вырисовывается весьма щекотливая.

Все это вместе взятое вкупе с информацией о воюющих в Сирии десятках боевиков из Грузии, не говоря уже о Северном Кавказе, наводит на мысль о том, что планы по подготовке боевиков на грузинских базах могут иметь далеко идущие цели. Так называемая умеренная сирийская оппозиция, по сути, представляет собой тех же террористов, может быть, с менее радикальными лозунгами и более лояльных Соединенным Штатам. Их появление на территории Грузии ничего хорошего для безопасности региона не сулит. Это касается и вопросов безопасности Южной Осетии, в том числе в Ленингорском районе, где существует льготный режим пересечения границы с «кочевыми» группами среди населения. Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что саудовские спецслужбы много лет поддерживали и курировали различные террористические группировки на Кавказе, снабжая их оружием и финансовыми средствами. Более того, в период самой горячей фазы сирийского кризиса появилась информация о предложенном саудовскими властями варианте размена для Москвы. Эр-Рияд предлагал Кремлю сдать Сирию взамен на многомиллиардные контракты поставок российского оружия Саудовской Аравии, монопольное положение Газпрома на европейских газовых рынках и безопасность Сочинской Олимпиады, поскольку саудиты оказывали серьезное влияние на многие группировки. В противном случае они не гарантировали отсутствие терактов в ходе Олимпиады. Фактически это был плохо прикрытый шантаж. По информации ряда российских и ближневосточных изданий, российские власти отмели любые варианты размена Сирии и пригрозили саудитам жесткими ответными мерами в случае попыток осложнить проведение Олимпиады.

Теперь, когда США и его союзники начали второй раунд игры за Сирию, опираясь, в том числе на поддержку Саудовской Аравии, не исключено, что саудовцы попытаются, хоть и с опозданием реализовать свои угрозы. Лучшего плацдарма, чем территория Грузии, им не найти. Правда, как в таком случае нынешние власти Грузии смогут лавировать между фактической поддержкой терроризма на Кавказе и желанием завезти в Россию побольше сельхозпродукции, сказать трудно. Со своим стремлением любой ценой вступить в НАТО Грузия регулярно создает новые угрозы для безопасности Кавказского региона. К тому же ситуация складывается таким образом, что и Вашингтон не позволит «мечтателям» остаться в стороне от очередной колониальной заварушки. В случае неподчинения у Белого дома готов кнут, хоть и со съеденным галстуком.

Не случайно за последние месяцы во многих СМИ тиражируется информация о намерениях Саакашвили вернуться во власть путем организации переворота. Эти сообщения вызвали истеричную реакцию «мечтателей», в ответ начавших новый сезон охоты на экс-президента.

Ю. ВАЗАГОВ