Удастся Грузии усидеть на двух стульях?

Под давлением западных партнеров политические интересы и риторика грузинского истеблишмента оказались по разные стороны «баррикад», все больше углубляя внутриполитический кризис в Грузии.

Политический аукцион?
Еще в конце июня прошлого года, когда было принято решение о предоставлении Украине и Молдове статуса кандидата на членство в Евросоюз, Грузии в нем отказали. В числе пунктов, которые Грузия должна была исправить до декабря, – устранить политическую поляризацию, деолигархизация и т.д. Однако многие эксперты тогда выразили уверенность в том, что Грузия не получила статус только по одной причине – из-за отказа от присоединения к санкциям США и Запада по отношению к России. А грузинские политологи пришли к выводу, что «Европа обижена на Грузию». Напомним, что позже со стороны представителей украинских властей и западных стран звучали призывы открыть «второй фронт» у границ России, на которые, надо признать, грузинское руководство реагировало весьма адекватно, естественно, заботясь об интересах Грузии.
Спекуляции на тему вступления Грузии в состав ЕС продолжаются уже десяток лет и, по словам западных экспертов, в ближайшие годы вопрос серьезно не будут даже рассматривать. Вместе с тем, реагируя на предложение Лаврова о возобновлении авиасообщения, Евросоюз призвал Грузию поддержать авиационные санкции, указав, что Грузия должна быть бдительна, чтобы не допустить обхода санкций против России. Одновременно в Евросоюзе подчеркнули, что санкционный режим ЕС рассматривает возможность введения санкций против тех, кто участвует или поддерживает возможный обход санкций против России.
Более четко прозвучали предостережения из госдепартамента США: «Многие западные страны, в том числе США, запрещают российским самолетам входить в их воздушное пространство. Мы были бы обеспокоены возобновлением полетов между Россией и Грузией, учитывая, что компании в аэропортах Грузии могут попасть под санкции, если они будут обслуживать самолеты, подлежащие дополнительному контролю импорта и экспорта. Все западное сообщество дистанцировалось от этого жестокого режима – сейчас не время расширять взаимодействие с Россией».
Напомним, что в правящей партии Грузии тогда позитивно отреагировали на слова Лаврова. Председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе заявил, что власти приветствовали бы решение по авиарейсам, поскольку оно облегчит положение соотечественников, проживающих в России. Кобахидзе поддержал и мэр Тбилиси Каха Каладзе. Однако президент Грузии Саломе Зурабишвили выступила резко против, в очередной раз заявив о приверженности избранному европейскому пути. По словам Зурабишвили, ей, «мягко говоря, не понятна позиция правительства и правящей партии».

Больное место
Американский генерал-лейтенант и бывший командующий силами США в Европе Бен Ходжес, как человек военный, решил надавить на больное место Грузии. Он заявил, что если Украина не сможет одержать победу над Россией, то Грузия может забыть о возвращении Абхазии и Южной Осетии.
«Я думаю, что Грузия должна решить, чего она хочет. Где она хочет быть, когда все закончится? Если Украина не добьется успеха, не сможет победить Россию, и Россия сохранит за собой часть Донбасса и Крыма, то Грузия может забыть о возвращении Абхазии и Юж-ной Осетии хоть когда-нибудь. Грузии следует надеяться на успех Украины», — считает Бен Ходжес.
Аналогичное заявление сделал и бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, правда, не в угрожающей форме, а скорее «обнадеживая» Грузию. «Когда Украина победит, когда Путин будет отброшен, мы устраним угрозу продолжения российской агрессии в Грузии, Молдавии, странах Балтии и всей Восточной Европе. Когда Украина победит, мы внесем ясность и стабильность в архитектуру безопасности Европы.

Еще один рычаг давления
Как известно, 57 раунд Женевских дискуссий был перенесен в одностороннем порядке сопредседателями Женевских дискуссий.
В своем телеграм-канале сенатор Г.Б. Карасин, который долгое время руководил российской делегацией, заявил, что Запад фактически замораживает Женевские дискуссии.
«Новая туча заходит над Южным Кавказом. Западники в азарте конфронтации с Россией фактически замораживают полезный формат переговоров в рамках “Женевских дискуссий по безопасности на Южном Кавказе” (Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Россия, США при участии ОБСЕ, ООН и Евросоюза). Он был создан в 2008 году и весь этот период был надёжной страховочной сеткой от обострений в этом регионе. Россия всегда ответственно участвовала в его работе, а также в созданных в рамках “Женевских дискуссий” механизмов по реагированию на инциденты. Наверное, относительная предсказуемость уже не вписывается в планы Вашингтона. Что ж, страдать и волноваться теперь придётся народам нашего общего с Южным Кавказом региона. Мы должны это учитывать и готовиться», – заявил Карасин.

Проводник в будущее
Совершенно ясно, что Грузия пытается разыгрывать одновременно как «российскую карту», так и демонстрировать политику, ориентированную на Запад. Возникает логичный вопрос: до каких пор Грузии удастся сидеть на двух стульях? Двойственная политика, двойные стандарты всех практически лидеров Грузии давали ей возможность использовать геополитические процессы в своих целях.
В Южной Осетии прекрасно знают, что Грузия любит постановки, причем по одному и тому же сценарию. Зачастую и действующие лица не меняются. Грузинские власти действительно любят повторять историю, – совершать каждый раз идентичные проступки и преступления. Свидетельством тому служат исторические факты геноцида осетин в разные годы за целое столетие. Целью которых было не только истребление этноса, но и зачистка территории Юга Осетии, реализация операции «чистое поле». Причем напомним, что благодаря негласной поддержке и милитаризации Запада, включая и геноцид 1920 г.
Сегодня мы наблюдаем очередной сценарий плохого режиссера, который Грузия вновь пытается использовать в политической игре. Вспомним Грузию в период Великой Октябрьской революции. Когда Российская империя пала, Грузия в течение недолгого времени – с 1918 по 1921 год стала независимой и активно сотрудничала с западными странами, продвигая свои интересы в европейском направлении. Однако, как пишут грузинские источники, в 1922 году Грузия вошла в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, а в 1936 году уже отдельным субъектом – ГССР. В 1991 году Грузия официально вновь стала независимым государством. Грузия была одной из первых республик, заявивших о желании выйти из состава СССР. Еще в 1989 г., до правления З. Гамсахурдиа, в Тбилиси проходили демонстрации, призывавшие к независимости республики.
Партнерам и заинтересованным в сотрудничестве с Грузией государствам стоит задуматься, можно ли доверять стране, которая на протяжении веков с завидной периодичностью предает своих союзников?

А. КАБУЛОВА