Саломе Зурабишвили: новый президент, старая песня

29 ноября ЦИК Грузии официально объявил результаты президентских выборов, согласно которым 59,52% голосов избирателей набрала Саломе Зурабишвили.

Не дожидаясь инаугурации, запланированной на 16 декабря, Зурабишвили уже показала характерные черты капризной и богатой «девочки», заявив, что не намерена работать во дворце Авлабари в центре Тбилиси, в официальной резиденции, построенной при Саакашвили. Как подчеркнула избранный президент, она родом из дворянской семьи Орбелиани, и именно по этой причине хочет занимать здание, построенное в начале XX века на месте дворца, принадлежавшего предкам Саломе Зурабишвили. К тому же, по ее словам, резиденция Орбелиани выглядит более европейской, чем дворец Авлабари. Впрочем, здание Орбелиани не единственное ее проевропейское предпочтение, о котором новая глава Грузии уже смогла заявить СМИ.

Зурабишвили «наказывает» Россию за «плохое» поведение
Буквально через день своего избрания Зурабишвили сообщила, что не готова налаживать отношения с Россией из-за ее «плохого» поведения по отношению к ее стране и Украине. И в очередной раз Зурабишвили доказала, что Грузия неподвластна сама принимать какие-либо самостоятельные решения отметив, что Грузия начнет диалог с Россией, если его начнут западные страны, еще раз сделав акцент на том, что Грузия занимает проевропейскую позицию.
«Не думаю, что пока Россия ведет себя так, как сейчас, с учетом того, что происходит на линии оккупации, где похищают людей, и эта линия движется вглубь нашей территории, все ближе к Тбилиси… с учетом того, как Россия сейчас ведет себя в отношении Украины, не думаю, что все это означает, что мы можем прямо сейчас перейти к сотрудничеству», – цитируют Зурабишвили российские информагентства.
Понятно, что речь идет о недавних резонансных событиях, организованных самими же представителями грузинской власти, в связи с демаркационными работами на границе Южной Осетии у с. Балта Знаурского района.
Незадолго до ее заявления пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков признался российским журналистам, что в Кремле следили за ходом выборов. «Мы предпочитаем дождаться первых заявлений, оценки возможных перспектив развития отношений между Россией и Грузией. Безусловно, два народа остаются очень близкими друг другу, межгосударственные связи оставляют желать лучшего после известных событий», — сказал Песков.
Каковы все же перспективы дальнейшего развития России и Грузии, учитывая реальную ситуацию, и чего ждать Южной Осетии от нового руководства ближайших соседей нам рассказали наши эксперты.

Воссоединение РЮО с РФ – ночной кошмар грузинского руководства
Как подчеркнул философ, экс-спикер Южной Осетии Коста Дзугаев, главным политическим итогом состоявшихся в Грузии президентских выборов стало то, что народ совершенно ясно высказался против возвращения М. Саакашвили во внутригрузинскую политику. Вместе с тем нельзя не отметить, отмечает эксперт, что «линия Саакашвили» сохраняет прочное электоральное ядро, примерно пятую часть избирателей. И, по его словам, от этой националистической группы можно ожидать любой политической подлости.
«Семья Саломе Зурабишвили – интеллигентная семья. Я знаком с главой семьи, г-ном Джанри Кашиа, достойным представителем подлинной грузинской элиты. Но это, что называется, на уровне человеческих отношений. Политически же, очевидно, будет продолжаться (с некоторыми корректировками) «линия Иванишвили». Это значит де-факто развёртывание военной инфраструктуры НАТО в Грузии, и отношения России и Грузии существенно не изменятся, а во внутригрузинской политике будет продолжаться так называемый (эгрецодебуло) «коабитация», на мой взгляд, вполне похабная», – сказал он.
По мнению Коста Дзугаева, в отношении нашей республики будет продолжение комплекса мер, нацеленных в первую очередь на предотвращение воссоединения Осетии в составе России (ночной кошмар любого грузинского руководства), далее на разрыхление нашего единства, и в конечном счёте, на переориентацию куда угодно, лишь бы не в сторону России. «К сожалению, прогноз в целом малоприятный, стратегический горизонт обещает нарастание системного кризиса в российско-грузино-осетинских отношениях и в Закавказье в целом; но мы справимся с любыми угрозами, если будем последовательно и неуклонно проводить свою собственную линию – «линию Бибилова», поддержанную на наших президентских выборах», – подчеркнул Коста Дзугаев.

Грузия стала своеобразным военно-политическим полигоном Запада
Своим мнением о результатах президентских выборов в Грузии с нами поделился кандидат политических наук, заместитель исполнительного директора Общества «Двуглавый орел» Артур Атаев.
«Современное положение грузино-российских отношений такого, что президент этой страны никак на их характер повлиять не может. Даже в ходе второго тура штабы кандидатов на должность президента пытались обвинить своих соперников в излишней пророссийскости. Нам надо перестать смотреть в сторону Грузии – это неперспективно и недостойно. К тому же в условиях, когда Грузия находится на пути к парламентской республике, президентство в этой закавказской стране приобретает исключительно номинальный характер», – заявил он.
Более того, Атаев считает, что не менее важно понять то, что ни один грузинский политик в настоящее время не может повлиять на характер грузино-российских отношений. Это не его «прерогатива», потому западные государства воспринимают грузинское государство как проводник исключительно своих интересов на Кавказе. «Никаких изменений ни во внешнеполитическом, ни во внутриполитическом курсе Грузии в настоящее время, а я имею ввиду и контекст прошедших выборов, невозможны. Матрица отношений уже была заложена в начале двухтысячных годов, когда к власти пришел Михаил Саакашвили. Чем ближе Грузия становится к европейским и американским западным структурам, тем сильнее она отдаляется от России и Евразийского союза. Мы же видим, что в настоящее время эта закавказская республика стала своеобразным военно-политическим полигоном западных политических альянсов и структур», – подчеркнул он.
По словам нашего собеседника, ни в одной стране постсоветского пространства, за исключением Прибалтики, не проводятся учения такого уровня как – ежегодный формат мероприятия «Достойный партнер». Артур Атаев сомневается, что даже Григолу Вашадзе в случае его избрания удалось бы вернуть в Грузию Саакашвили. Слишком низок сегодняшний статус президента в Грузии. «Грузия не имеет успешной традиции решения национально-территориальных противоречий на своей территории. Это факт. Лидеры этого государства только развязывали войны, почти все руководители этого государства обостряли отношения со своими соседями осетинами, абхазами, русскими, дагестанцами. Когда нет политической традиции решения конфликтов, а есть опыт их инициации, то и соответствующая традиция никак не поддерживается», – добавил политолог.
С точки зрения Атаева, даже если на месте политической коалиции «Грузинская мечта» окажется совершенно иная политическая сила, то и в этом случае ввиду отсутствия элементарной политической традиции все останется по-прежнему. «Нам надо четко осознать, что сегодня в Грузии и на Западе в целом нет ни одной политической силы, которая заинтересована в признании международного права субъектности Южной Осетии. Поэтому опора на Россию и на ее международный авторитет здесь главный ресурс», – резюмировал Артур Атаев.
Мадина БЯЗРОВА