О становлении национальной армии, авторитете Валерия Хубулова и Алана Джиоева и новых задачах

Необходимость создания национальной армии в Южной Осетии в 1990-х годах стояла очень остро и 10 ноября 1992 года сессия Верховного совета (ВС) приняла решение о создании Министерства обороны как органа государственной власти. 17 ноября Президиум ВС утвердил решение сессии, было подписано постановление о создании Министерства обороны РЮО за подписью Председателя ВС Тореза Кулумбегова, вспоминает статс-секретарь – заместитель министра обороны Вадим Сиукаев.

Сиукаев сделал небольшой экскурс в историю становления вооруженных сил Южной Осетии, отметил вклад отдельных личностей в становление национальной армии и коснулся роли бойцов отрядов самообороны в отстаивании независимости Южной Осетии.
Заместитель министра обороны напомнил, что в начале 1990-х годов Южная Осетия пережила острую фазу грузино-осетинского конфликта, который был остановлен введением миротворческих сил в республику. К этому времени в структуре органов исполнительной власти уже было Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности.
«А вот Министерства обороны как такового еще не было, принятие решения о его образовании было непростым. Аргументы были значимыми: во-первых, уже существовали органы власти, обеспечивавшие внутреннюю безопасность, были введены миротворческие силы, которые погасили, в какой-то степени конфликт. То есть ответственность за внешнюю безопасность можно было возложить на миротворческие силы», – говорит он.

НАЦИОНАЛЬНАЯ АРМИЯ
Формально создание Министерства обороны можно отнести к 17 ноября 1992 года. Но фактически министерство не создавалось в течение нескольких месяцев, и только в январе – феврале были изданы первые приказы об организационно-штатной структуре, о назначении на должности конкретных лиц. К 23 февраля органы управления и воинские подразделения уже были сформированы, и это как раз совпало с Днем защитника Отечества.
«И уже 30 лет 23 февраля по сложившейся традиции мы одновременно празднуем День защитника Отечества и фактическое образование Министерства обороны. Это решение было верным, дальнейшие события новейшей истории Южной Осетии показали, что национальная армия нужна обязательно.
В состав первых подразделений вошли молодые ребята – бойцы отрядов самообороны, которые в 1990-1991 гг. выполняли задачи по обеспечению внешней безопасности нашей республики, и часть бойцов влилась в структуру регулярной армии», – рассказал статс-секретарь.
У истоков Министерства обороны стояли лидеры: Валерий Николаевич Хубулов – первый министр обороны и Алан Сократович Джиоев – первый командующий ВС.
Любая структура должна иметь традиции, нормативно-правовую базу и т.д. Министерство обороны строилось, как говорит Сиукаев, «на ровном месте». Другие ведомства образовались на основе уже существовавших в советское время структур. Было много проблем, требовавших оперативного реагирования, и значительную часть из них решили Валерий Николаевич и Алан Сократович.
«Они были очень молоды, но проявили выдающиеся организаторские качества, собрали вокруг себя не только боеспособную, готовую к защите Отечества молодежь, но подготовили нормативно-правовую базу, обеспечили вооружением, техникой, наладили финансирование, активно работали над развитием инфраструктуры и т.д. Более того, воинские подразделения как Министерства обороны, так и миротворческих сил под командованием этих двух ярких личностей оказали помощь в отражении агрессии против Северной Осетии и Абхазии. И во всех конфликтах они были в качестве командиров и лидеров. Хочется надеяться, что и сегодняшний день может рождать таких ярких личностей, которые способны не только командовать подразделениями, но и пользоваться таким же непререкаемым авторитетом», – отметил Сиукаев.

СТОЙКОСТЬ НАРОДА
Самыми сложными годами для Министерства обороны стали 90-е годы. Однако все проблемы, стоявшие на повестке дня, решались, может, с разной степенью успешности.
«Тогда зачастую месяцами не было денежного довольствия, актуальными были и другие вопросы, но патриотический настрой наших граждан был очень высокий, и армия развивалась.
К очередной агрессии 2004 года югоосетинская армия подошла подготовленной. В то время в Грузии к власти пришли новые люди, которые хотели решить конфликт не за столом переговоров, а силовым путем. И летом 2004 года против Южной Осетии была предпринята очередная агрессия со стороны вооруженных сил Грузии. К тому времени в Министерстве обороны уже были стрелковые батальоны, подразделения разведки и другие необходимые органы, и югоосетинские во-оруженные силы дали достойный отпор агрессору», – считает Сиукаев.
В период с 2004 по 2008 год, учитывая ошибки, совершенные руководством Грузии, многократно увеличился военный бюджет. Вооруженным силам Грузии всемерно оказывалась помощь со стороны стран НАТО, США, других государств, которые, во-первых, готовили армейские подразделения, во-вторых, обеспечивали их техникой и вооружением. К 2008 году грузинская армия была способна вести боевые действия на югоосетинском театре военных действий и была полностью обеспечена штатным вооружением.
«В августе 2008 года эскалация напряженности переросла в широкомасштабную агрессию против Южной Осетии с применением всех видов вооружения. Целью этой агрессии было уничтожение целого народа. Это был настоящий геноцид осетинского народа, следы которого видны до сих пор на объектах, не представляющих никакой военной опасности.
В 2008 году нам противостояла армия, имеющая колоссальное преимущество по всем видам: и по технике, и по численности личного состава, и по другим возможностям. Это уникальный случай, когда 50- тысячная республика противостоит четырехмиллионному государству, одерживает победу и достигает признания своей независимости. И это стало возможным только благодаря стойкости осетинского народа, защитников Родины. Народ Южной Осетии на пути к независимости был един», – уверен Вадим Сиукаев.

ГОТОВЫ К НОВЫМ ВЫЗОВАМ
По словам статс-секретаря, сегодня Министерство обороны следит и анализирует геополитические изменения в мире, в частности, происходящие на Южном Кавказе и в Закавказье.
«Понимаем, что в настоящее время югоосетинская армия не имеет численность, которая была в 2004 или 2008 гг. Тем не менее, мы должны быть готовы к новым вызовам и угрозам нашей безопасности. Наша армия – малочисленная, но она способна оперативно решать задачи на начальном этапе боевых действий.
На территории РЮО в соответствии с международными соглашениями дислоцируется 4-ая российская военная база и при необходимости все боевые задачи будем решать во взаимодействии», – говорит замминистра.
Он назвал главной задачей поддержание боевой и мобилизационной готовности, активное проведение мероприятий боевой подготовки. Идет сотрудничество с российскими коллегами по всем вопросам в сфере безопасности, они решаются в рамках достигнутых межгосударственных и межведомственных соглашений и других нормативных документов. Ежегодно между оборонными ведомствами подписывается план мероприятий, который предусматривает реализацию мер, способствующих развитию Вооруженных сил Южной Осетии.

Алена ДЖИОТЫ