Москва отреагировала на попытки Запада обострить ситуацию на Южном Кавказе

Стремясь не допустить военного поражения киевского режима, западные страны наращивают усилия по созданию новых очагов дестабилизации на постсоветском пространстве. Помимо Грузии, которую на протяжении многих месяцев стремятся втянуть в очередную антироссийскую авантюру, сомнительную роль «открывателя» так называемого второго фронта против Российской Федерации теперь пытаются навязать Молдове. Судя по последним заявлениям президента Молдовы Майи Санду, сделанным ею на брифинге 13 февраля, официальный Кишинев не прочь вписаться в текущие тренды политики Запада в отношении России. По-другому сложно объяснить громкие и необоснованные обвинения в адрес Москвы в попытке организации переворота с засылкой диверсантов, захватом заложников и прочими элементами банального голливудского блокбастера. Примечательно, что еще второго февраля министр иностранных дел России Сергей Лавров предупредил о намерении Запада сделать из Молдовы «следующую» Украину. Тогда со стороны молдавского МИД последовала весьма эмоциональная реакция. Пресс-служба молдавского внешнеполитического ведомства назвала слова Сергея Лаврова не соответствующими действительности. Теперь же Майя Санду фактически дезавуировала утверждения своих дипломатов, расписавшись в готовности следовать внешнему сценарию вопреки интересам Молдовы, для которой «украинизация» чревата не только размораживанием конфликта с Приднестровской республикой, но и новыми проблемами с Республикой Гагаузия, чье население в подавляющем большинстве отказывается поддерживать внешнеполитический курс нынешних кишиневских властей. Впрочем, вероятность открытия со стороны Молдовы второго фронта в Приднестровье пока оценивается не слишком высоко, поскольку Майя Санду и ее окружение на фоне провокационных заявлений предпочитают дождаться благоприятного для себя исхода процессов, развернувшихся на Украине, рассчитывая после этого относительно легко решить все проблемы с Приднестровьем.
Такие же иллюзии сегодня питает значительная часть грузинского общества, активно выступающая в поддержку режима Зеленского и создающая ореол героизма вокруг грузинских наемников, воюющих против российских войск в зоне проведения специальной военной операции. Идея военного реванша в отношении Южной Осетии и Абхазии в случае провала СВО по-прежнему имеет достаточно много сторонников в Грузии. Многочисленные грузинские форумы и паблики продолжают пестреть воинственными призывами, требованиями к правительству «Грузинской мечты» более открыто поддержать киевский режим и затем вернуть «оккупированные территории». На эту категорию лиц пытаются сделать ставку многочисленные западные политики, дипломаты и эксперты, а также украинские власти, не прекращающие попыток раскачать ситуацию в Грузии. Однако многомесячная истеричная кампания по оказанию информационного и дипломатического давления на грузинские власти, в котором принимал участие лично президент Незалежной Владимир Зеленский, пока что не возымела успеха.
Прививка от военных авантюр, полученная грузинском обществом в августе 2008 года, в определенной степени сохраняет свою силу. По крайней мере, представители «Грузинской мечты» при каждом удобном случае, буквально на пальцах, объясняют согражданам, к чему может привести чрезмерная поддержка Украины со стороны Грузии. В частности, как заявил председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе, в случае открытия второго фронта на Южном Кавказе ситуация для России ухудшилась бы, но для Грузии подобный сценарий имел бы катастрофические последствия.
«У нас 25 тысяч хорошо обученных солдат, около 100 танков и два истребителя. Конечно, есть определенные ресурсы для ухудшения ситуации для России, но это произойдет за счет уничтожения Грузии. Конечно, кое кто заинтересован в открытии второго фронта, но наш интерес в том, чтобы не разрушить страну, и мы будем придерживаться этой линии до конца», – подчеркнул Кобахидзе.
Председатель «ГМ» также пояснил, что интерес определенных сил, стремящихся открыть второй фронт на Кавказе с помощью Грузии, возрос из-за превосходства России на Украине.
Почти одновременно с ним спикер грузинского парламента Шалва Папуашвили со своей стороны объяснил экономические последствия для Грузии в случае присоединения к санкционному режиму против РФ. Комментируя требования оппозиции о введении прямых санкций против России, он отметил, что ограничение торговли и въезда для россиян нанесло бы непоправимый ущерб грузинской экономике. «Недавно был опубликован анализ, который показал, что если бы грузинское правительство это сделало, то Грузия сегодня имела не увеличение, а падение экономического роста», – сказал спикер парламента.
Наряду с пояснениями, Папуашвили призвал население Грузии «задуматься о том, куда ведет грузинская оппозиция и некоторые неправительственные организации».
Однако, радикальное крыло грузинской оппозиции, представленное партией Михаила Саакашвили – «Единым национальным движением» (ЕНД), похоже, готово взять курс на планомерную эскалацию, пока внутри страны, а затем и в отношениях с северными соседями. После внутрипартийных выборов, в результате которых лидером ЕНД стал известный своими радикальными призывами Леван Хабеишвили, сторонники Саакашвили отказались от парламентских форм борьбы и перешли к уличным акциям.
Победа Хабеишвили, поддержанного такими одиозными фигурами, как бывший глава МВД Грузии Вано Мерабишвили и бывший министр обороны Давид Кезерашвили, усилила раскол внутри партии, заставив некоторую часть членов ЕНД дистанцироваться от активных процессов. Кроме того, выход на авансцену лиц, известных в прошлом своими злоупотреблениями, оттолкнул от «Национального движения» ряд партий, ранее действовавших совместно с «националами» против «Грузинской мечты». Эти факты вызвали оптимизм у представителей правящих кругов, предрекающих дальнейшую маргинализацию детища Михаила Саакашвили. Но одновременно с маргинализацией, смена руководства ЕНД усилила риски провокаций, поскольку наворованные миллионы Кезерашвили вместе с сохранившимися возможностями Мерабишвили по линии спецслужб, могут создать кумулятивный эффект, особенно если учесть наличие внешних сил, заинтересованных в смене политики Грузии на российском направлении. Именно на этом, кстати говоря, строит свой расчет Мерабишвили. Выступая в эфире программы «Фейгин Live», он отметил, что давление Запада должно идти параллельно с протестами внутри Грузии. «Наша партия в ближайшее время предпримет активные действия, и это даст определенные результаты. Я очень доволен, что в течение недели по всей Грузии прошли акции протеста в поддержку Саакашвили. Уверен, что через несколько месяцев изменится ситуация в Грузии, и не только в Грузии», – заявил Мерабишвили.
Требования освободить Саакашвили для нового руководства ЕНД и западных адептов второго фронта являются лишь информационным прикрытием для акций по раскачиванию ситуации в Грузии. Главной целью остается эскалация напряженности в отношениях с РФ и общее обострение ситуации в регионе. На этом фоне непрекращающееся давление западных стран на Грузию приобретает новые формы. За последние недели среди западных деятелей, активно отрабатывающих грузинское направление, стало модным спекулировать на неурегулированных отношениях Грузии с Южной Осетией и Абхазией. К примеру, как отметил в одном из своих последних интервью бывший командующий силами США в Европе генерал Бен Ходжес, если Украина не сможет победить Россию, то Грузия может забыть о «возвращении» Абхазии и Южной Осетии.
«Я думаю, Грузия должна решить, чего она хочет. Где она будет, когда все закончится», – заключил Бен Ходжес, известный своими призывами победить Россию любой ценой. Любой ценой, конечно же, не для Запада, а для таких стран как Украина, Грузия, Молдова и т.д.
Сценарий, который Запад хочет реализовать в отношении Грузии, дополняется мерами дипломатического характера, направленными на вытеснение России из переговорных форматов и диалоговых площадок, созданных для урегулирования отношений республик Южного Кавказа. В частности, эти усилия нашли свое отражение в саботаже Женевских дискуссий, и в попытках выдавить Москву из Армении. Как отметил недавно глава югоосетинской делегации на Женевских дискуссиях Коста Кочиев, женевский процесс явно мешает тем, кто хотел бы дестабилизации в регионе, кто прямо призывает Грузию к возобновлению агрессии, чтобы вынудить Российскую Федерацию реагировать на еще одну острую проблему в плане безопасности.
Судя по всему, в Москве также решили отреагировать на очередные попытки западных стран осложнить ситуацию на Южном Кавказе, учитывая усиливающуюся опасность провокаций на границе РЮО и Абхазии. Не случайно официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, в своем комментарии СМИ от 13 февраля, подчеркнула, что Россия придает особое значение вопросам обеспечения безопасности Абхазии и Южной Осетии, углубляющих союзнические отношения с Российской Федерацией.
«Придаем особое значение обеспечению безопасности Абхазии и Южной Осетии. На их территории функционируют российские военные базы, осуществляется совместная охрана госграниц в целях недопущения возможных провокаций извне, что актуально в новых геополитических реалиях», – заявила Захарова.
Кроме того, российский МИД вновь потребовал от Грузии подписать с обязывающие договоренности о неприменении силы против Южной Осетии и Абхазии, назвав эти соглашения залогом стабильности в регионе.
А. ТЕДЕЕВ