ЛНР и ДНР на пути к международной легитимизации

Развал Украины, произошедший в результате переворота в Киеве в 2014 году, возвращение Крыма и Севастополя в состав России, а также образование народных республик Донбасса вновь вынесли на повестку дня вопрос о праве народов на самоопределение. Ранее с этой проблемой на постсоветском пространстве столкнулись Южная Осетия, Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика и Нагорный Карабах.

Признание со стороны Российской Федерации и ряда других государств сняло остроту данной проблематики для Южной Осетии и Абхазии, которые теперь в своей внешней политике проводят линию на интеграцию с Россией и расширение международного признания. Но, Запад, до сих пор отказываясь признавать их независимость, по-прежнему оказывает масштабную поддержку бывшим метрополиям с целью подчинения отколовшихся республик. Подобная политика, разумеется, не может не создавать новые очаги напряженности и провоцировать конфликты.

При этом западные страны санкционировали и успешно реализовали план по развалу Югославии, составной частью которого было признание независимости Косово. Еще ранее Чехия и Словакия осуществили мирный развод, Германская Демократическая Республика, являвшаяся членом ООН, чьи границы были признаны всеми другими государствами, включая ФРГ, в одночасье без всякого референдума исчезла с карты мира.

Примеров того, как коллективный Запад, занимающий доминирующие позиции в мировой политике в течение последних десятилетий, признавал провозглашение независимости одних государств, а стремление к свободе других подавлял, можно приводить множество.

Несмотря на заклинания о незыблемости границ, за годы после окончания Второй мировой войны образовалось больше сотни государств. Самоопределение Южной Осетии, Абхазии, ПМР, ДНР, ЛНР и других стран в различных регионах мира является продолжением этого процесса. Другое дело, что в отношении них авторы процесса глобализации проводят принципиально другой подход, избирательно используя международное право и демонстрируя неприкрытые двойные стандарты. В результате игнорирование права народов на самоопределение превратилось в крупную международную проблему, без решения которой невозможно установление долгосрочной стабильности во многих регионах мира.

На постсоветском пространстве ситуация усугубляется тем, что основные усилия США и блока НАТО направлены на недопущение роста влияния России. Запуск различных интеграционных форматов, создаваемых под эгидой России, вызывает у них неприкрытый суеверный ужас, воскрешая в памяти образ Советского Союза с сильнейшей армией в мире. Геополитические интересы и застарелые фобии толкают западные страны на поддержку политических маргиналов, неофашистских сил и криминальных олигархических группировок в бывших советских республиках, включая Грузию, Украину и др.

В свое время точно также стремление ослабить и разрушить СССР подвигло лидеров тогдашнего западного мира поддержать зарождающийся германский нацизм, спонсируя режим Гитлера и санкционируя его на новые акты агрессии. Отрезвление наступило только тогда, когда окрепший нацизм повернул оружие против них же самих. Сегодня также нельзя исключать, что через некоторое время радикальные националистические и неофашистские силы на постсоветском пространстве могут обернуться против своих спонсоров и покровителей.

Предупреждения о том, что европейские страны могут поплатиться за поддержку киевского режима, опирающегося на националистические бандеровские круги, неоднократно звучат со стороны политиков Донецкой и Луганской народных республик. В частности, как заявил недавно лидер ЛНР Игорь Плотницкий в ходе международной научной конференции «Признание государств и правительств: проблемы и перспективы, барьеры и возможности», прошедшей в Луганске, беженцы из стран Африки и Ближнего Востока, пытающиеся попасть в страны Европы, по сравнению с украинскими неофашистами и бандеровцами покажутся Евросоюзу «верхом толерантности».

Как известно, 17 мая в Европейском парламенте в Страсбурге состоялась торжественная церемония подписания законодательного акта, по которому для граждан Украины вводится безвизовый режим с Евросоюзом. Ожидается, что безвизовый режим вступит в силу 11 июня – через 20 дней после публикации законодательного акта в Официальном журнале ЕС.

«Свидетели ЕС» из Украины, которые скоро вольются к вам, покажут свое истинное лицо неофашизма и бандеровщины. Поэтому это будет проблема не наша, а ваша», – прокомментировал это решение И.Плотницкий, обращаясь к участникам конференции из европейских стран.

По его словам, пропаганда войны и насилия, беззаконие, языковой геноцид, разжигание национальной и религиозной ненависти давно стали официально политикой Киева. «Очередной абсурдной попыткой украинских маргиналов лишить народ его истории можно считать закон о запрете георгиевской ленты, который был принят Верховной Радой, а также запрет на российские социальные сети. Причем это тотальное нарушение гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека декларируется как победа европейских ценностей. Если это европейские ценности, то образца 1941 года, когда главой «евросоюза» был Адольф Гитлер», – подчеркнул глава ЛНР.

Международная конференция в Луганске, где прозвучали важные политические заявления, была прежде всего попыткой обратить внимание общественности, политических и экспертных кругов других стран на проблемы, возникшие с реализацией права народов на самоопределение в связи с политикой двойных стандартов со стороны западных стран и международных организаций. Именно поэтому для участия в конференции были приглашены известные российские юристы-международники, специалисты права, эксперты и политики, в течение нескольких дней обсуждавшие сложившуюся ситуацию и пути выхода из нее. Речь прежде всего шла о том, какие правовые механизмы необходимо использовать для того, чтобы ЛНР и ДНР смогли добиться признания своей независимости.

Как отметил, уполномоченный представитель Луганской Народной Республики на Минских переговорах Владислав Дейнего, результаты международной научно-практической конференции «Признание государств и правительств: проблемы и перспективы, барьеры и возможности» будут использованы республикой в формировании стратегии действий для получения международного признания. «Здесь нам научная сфера помогает найти правильные подходы по изменению геополитической структуры, которая не воспринимает сегодня формирование новых государственных образований и признание их на международном уровне», – сказал В.Дейнего.

Он констатировал, что сегодня международные механизмы признания фактически заблокированы в ООН, а исключения происходят только в тех случаях, когда это выгодно Западу. На необходимость выработки общего подхода со стороны международного научного сообщества в данном вопросе обращал внимание и депутат Государственной Думы Андрей Козенко. «За последние годы политическая карта мира претерпела серьезные политические изменения. Это связано с геополитическими процессами, которые продолжаются по настоящее время. Воссоединение Крыма с Россией, провозглашение Луганской и Донецкой народных республик – эти события стали важным элементом формирования новой мировой геополитической архитектуры.

Ввиду актуализации проблемы признания государств обсуждение научным сообществом этой темы весьма востребовано. Даже терминология в этой сфере достаточно размыта. Посудите сами – с одной стороны это политический акт, с другой – механизм международного права. Где граница между правом и политикой? Что касается Луганской и Донецкой народных республик, то фактическое признание со стороны крупнейшего, одного из самых сильных государств мира Российской Федерации состоялось 18 февраля, когда наш Президент подписал Указ о признании документов ЛНР и ДНР. Самое главное признание – это признание родной для нас страны России. И этим шагом наш Президент и Российская Федерация показывают, что все мы едины, все мы живем фактически в границах одного родного нам Отечества»,- отметил А.Козенко.

Действительно, как и для Южной Осетии и Абхазии, сегодня для ЛНР и ДНР определяющее значение имеет признание со стороны России. Именно поэтому доклад старшего научного сотрудника отдела новейшей истории ЮОНИИ, директора Центра информационных технологий Коста Дзугаева, посвященный сопоставительному анализу процессов в РЮО и ЛНР, вызвал интерес среди политиков и научных деятелей, принявших участие в конференции. «В процессе становления Республика Южная Осетия и Луганская Народная Республика, несомненно, обнаруживают некое сущностное единство. Мы осуществили сецессию из грузинского государства, осёдланного националистическим режимом. Тогда это был режим Гамсахурдиа. Последний раз в августе 2008 года против нас был произведен геноцид и агрессия, возглавлял тогда грузинское государство известный Саакашвили, который оставил свой печальный след и на Украине. Аналогичным образом развивалась ситуация и здесь, в Луганской Народной Республике. Вы также противостоите сущностно такому же режиму, который захватил власть в Киеве», – в частности отметил К. Дзугаев.

По его мнению, Луганская Народная Республика получит международное признание гораздо быстрее, чем Южная Осетия, которая шла к этому 18 лет. «Точно так же, как мы пришли к признанию в нашей Республике, точно так же неуклонно и неотвратимо совершится признание Луганской Народной Республики. Нам для этого понадобилось 18 лет. Но известно, что исторический процесс ускоряется, и, на мой взгляд, коэффициент этого ускорения весьма высок. При этом процесс признания ЛНР и ДНР ускоряет сама Украина, проводящая в отношении Донбасса агрессивную и деструктивную политику. Нам достаточно было того, что Россия Указом Президента Дмитрия Медведева признала Южную Осетию в августе 2008 года. Уверен, что нечто аналогичное состоится в случае с Луганской Народной Республикой», – подчеркнул югоосетинский политолог.

Для Южной Осетии, которая первой и пока единственной признала независимость ДНР и ЛНР, и выстраивает с ними дружественные отношения практически по всему спектру вопросов, участие в подобных мероприятиях, несомненно, представляет интерес. Речь идет не только о сближении научного и экспертного сообщества РЮО и республик Донбасса, но и участии в проработке актуальных аспектов международной повестки дня.

По итогам конференции была принята резолюция, в которой, в частности, было отмечено, что причины непризнания чаще всего не имеют отношения к международному праву и связаны с политическими соображениями и геополитическим соперничеством. Такое положение вещей противоречит принципу суверенного равенства, принципу самоопределения народов, нормам международного сотрудничества, защиты прав человека и концепции «ответственности за защиту», становясь источником конфликтов, грубейших нарушений прав человека и целых народов, а также создает угрозу международному миру и безопасности. Участники конференции подчеркнули, что юридической основой самоопределения народа и последующей сецессии может быть только воля народа, выраженная посредством проведения референдума. Прозвучал также призыв к мировому сообществу провести международные конференции по проблематике признания, вывести вопрос непризнания на рассмотрение Генассамблеи ООН, ПАСЕ, Совета по правам человека ООН и других международных институтов, сформулировать и проводить последовательную политику в области признания, основанную на международном праве. Рассматривать любые вопросы, затрагивающие статус непризнанных государств и их граждан с учетом принципов международного права, уделяя особое внимание принципу уважения прав человека и принципу права наций на самоопределение.

В дальнейшем международную конференцию в данном формате планируется проводить на регулярной основе.

Юрий ВАЗАГОВ