На постсоветском пространстве наблюдается очередной всплеск активности региональных союзов, созданных с целью ограничения влияния России.
В частности, на Южном Кавказе вновь наращиваются военные связи между Турцией, Азербайджаном и Грузией. Правительство «Грузинской мечты», первые годы стремящееся несколько дистанцироваться от чрезмерно тесных и чреватых серьезными последствиями для грузинской государственности отношений с тюркским тандемом, фактически возвращается в отлаженную еще в годы правления Саакашвили колею.
В начале июня «тройственный» союз планирует провести совместные учения вооруженных сил под претенциозным названием «Кавказский орел», в ходе которых акцент будет ставиться на отработке тактики совместного применения спецподразделений. Параллельно Турция и Азербайджан продолжают усиливать и без того активное сотрудничество в военной сфере. 1 мая на территории Азербайджана стартовали совместные тактические учения турецких и азербайджанских подразделений, в которых задействованы бронетехника, части ПВО, артиллерия и авиация.
На фоне непрекращающихся провокаций и инцидентов на границе Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана проведение подобных учений как минимум можно считать попыткой оказания давления на Степанакерт и Ереван.
Новый этап активного вовлечения Грузии под крыло тюркского тандема создает еще больше угроз безопасности Армении и, разумеется, России. Американская аналитическая компания Stratfor, получившая имидж «теневого ЦРУ», прогнозирует дальнейшее укрепление отношений Грузии с Турцией и Азербайджаном, в том числе в военной сфере. «Тбилиси уже установил прочные экономические и энергетические связи с Баку и Анкарой, и они, скорее всего, в ближайшие годы будут крепнуть», – говорится в прогнозе компании.
Отмечается также, что Грузия выступает в качестве жизненно важного транзитного государства для нефти и газа, поставляемых из Азербайджана в Турцию по Южно-Кавказскому трубопроводу. Наряду с трубопроводами новые транспортные связи появятся с запуском железной дороги Баку-Тбилиси-Карс в 2017 году. Аналитики Stratfor уверены в дальнейшем наращивании сотрудничества и между вооруженными силами трех стран.
За последние месяцы признаки жизни начала демонстрировать другая региональная международная организация – ГУАМ, созданная еще в 1997 году и получившая свое название от первых букв в названии входящих в нее государств: Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова. С 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан. ГУАМ изначально была создана в пику России в качестве первой организации на постсоветском пространстве без участия РФ. Пожалуй, единственный объединяющий фактор, который до сих пор продолжает действовать, заключается в наличии у всех членов организации территориальных конфликтов и связанных с этим противоречий с Россией, которая не позволила бывшим метрополиям провести этнические чистки в отколовшихся республиках.
Во многом из-за этого деятельность ГУАМ носит характер спорадической активности, связанной с конъюнктурными интересами стран-участниц. Так, одно время главным «движком» ГУАМ была Грузия в период правления Михаила Саакашвили, налаживавшего тесные связи с Украиной и Азербайджаном с целью расширения антироссийского фронта на пространстве бывшего СССР. Впрочем, после прихода к власти Януковича украино-грузинские связи на время ослабли. Правительство «Грузинской мечты» первое время не проявляло особого интереса к «гуамовскому» формату, предпочитая решать сугубо утилитарные задачи. К тому же фактор одесского губернатора Саакашвили не добавлял мотивации в деле укрепления отношений между Киевом и Тбилиси. Но после того, как фактор экс-президента Грузии был устранен, сотрудничество двух стран, похоже, вновь переживает ренессанс. На сегодняшнем этапе Киев и Тбилиси вновь являются главными гуамовскими активистами, хотя надо отметить большую заинтересованность Порошенко к реанимации ГУАМ. Для нынешних украинских властей, пытающихся любой ценой подавить стремление к независимости Донецкой и Луганской народных республик, фактор отношений с Россией имеет особую остроту. Дабы набрать дополнительные очки в противостоянии с Москвой, Порошенко стремится расширить международные связи с «братьями по разуму», то есть с теми, кто традиционно выстраивал свою внешнюю политику в противовес российской линии. ГУАМ, который изначально создавался с подобными задачами, в очередной раз оказался в роли востребованной ширмы. Другое дело, что градус «антироссийскости» среди ее членов никогда не находился на одном уровне, всегда были энтузиасты и пассивные наблюдатели.
Молдова и Азербайджан традиционно не проявляют серьезного внимания к этой организации, что не мешает им подписывать все протокольные бумажки, инициируемые Киевом или Тбилиси, тем более осязаемых последствий они, как правило, не имеют. Вероятнее всего, такая же участь ожидает новые соглашения, подписанные за последние месяцы и готовящиеся к подписанию в ближайшем будущем. У намерений возродить ГУАМ есть и второе дно. Молдова и Азербайджан за последний период стремятся как минимум не портить отношений с Россией, чтобы не осложнить как экономическое сотрудничество, так и вопросы урегулирования имеющихся конфликтов. В этой ситуации более радикальные товарищи по блоку должны предотвратить дальнейшее улучшение отношений Кишинева и Баку с Москвой путем вовлечения в общие проекты.
В марте Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова в ходе встречи глав правительств подписали протокол о создании Зоны свободной торговли и договорились о взаимном признании некоторых таможенных процедур. Заодно прозвучало традиционное совместное заявление в поддержку территориальной целостности членов ГУАМ. Аналогичные тексты были озвучены в ходе визита главы МИД Украины Павла Климкина в Грузию в конце апреля.
Климкин, находясь с официальным визитом в Грузии, провел встречи с президентом Георгием Маргвелашвили, премьер-министром Георгием Квирикашвили и главой парламента Ираклием Кобахидзе. На уровне министров иностранных дел была подписана совместная декларация о сотрудничестве, в котором выражалось решительное осуждение «агрессии» РФ против Украины и Грузии и требование «деоккупации».
Стороны подтвердили интерес к реализации международных транспортных и энергетических проектов по маршруту Европа-Кавказ-Азия, в том числе в тех проектах, которые осуществляются в рамках «Нового Шелкового пути».
Помимо декларации основной темой встреч украинского министра была подготовка визита в Грузию президента Украины Порошенко вместе с премьер-министром Владимиром Гройсманом и спикером Верховной Рады Андреем Парубием. Вероятнее всего, встреча на высшем уровне вновь станет местом для традиционных заявлений против России, и не только. Трудно предположить, что попытки «гальванизации» ГУАМ и всплеск активности в грузино-украинских отношениях с выраженным антироссийским акцентом не санкционированы со стороны США и их союзников по блоку НАТО, наращивающих военные усилия по всему периметру российских границ в европейском и черноморском регионах.
Потуги очередного реаниматора ГУАМ – Порошенко явно рассчитаны на то, чтобы оказаться в тренде этих усилий. Киевский режим, видимо, делает ставку на то, что реинкарнация антироссийского альянса будет щедро оплачена Западом и будет способствовать повышению капитализации самого Порошенко, политика которого находит все меньше поддержки в европейских странах.
В то же время ряд вопросов возникает к политике «Грузинской мечты». Детище Бидзины Иванишвили изначально делало ставку на нормализацию отношений с Россией при сохранении прозападного курса. Последний год показал, что попытка усидеть на двух стульях становится все менее удачной, сближение с Западом набирает обороты, а это грозит осложнениями с Россией. Иными словами, кроме дивидендов есть риск получить неприятные последствия. Новый этап активизации антироссийских региональных блоков с широким участием Грузии не может остаться незамеченным со стороны Кремля. Желание прикрыться под лозунгами экономического сотрудничества и выгоды взаимной торговли вряд ли прокатит. В эффективности экономического сотрудничества между странами ГУАМ сомневаются все, прежде всего украинские эксперты. Они уверены, что речь идет о геополитике, а не об экономических соображениях. За 20 лет существования организации она не смогла показать мало-мальски значимого результата в налаживании реальных экономических связей между странами-участница-ми. Вряд ли фактор «Нового Шелкового пути» сможет изменить ситуацию коренным образом. Зато в качестве геополитического жупела ГУАМ подходит в самый раз.
Очередная интенсификация контактов между Тбилиси и Киевом происходит на фоне новых перспектив сотрудничества между Южной Осетией с одной стороны, Луганской и Донецкой народными республиками с другой. Помимо экономического потенциала, который, безусловно, еще предстоит реализовать в полной мере, важную роль может сыграть налаживание активного взаимодействия во внешнеполитической и информационной сфере. В частности, речь может идти о более тесном вовлечении ДНР и ЛНР в работу Содружества за демократию и права народов, куда входят Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье. В свое время формат Содружества позволил этим трем республикам налаживать координацию действий для достижения общих целей, прежде всего признания независимости. При этом серьезное внимание уделялось налаживанию сотрудничества в информационной и молодежной сферах, активно контактировали парламентарии трех стран. Впрочем, межпарламентское сотрудничество продолжается и до сих пор, хотя активность взаимодействия в формате Содружества в целом несколько снизилась за последние годы. Одной из причин является сложное международное положение Приднестровья, фактически оказавшегося в блокаде между Молдовой и «постмайданной» Украиной. Определенную роль, конечно же, сыграли внутриполитические процессы в других странах – участниках организации, которые за последние годы привели к некоторому снижению динамики их внешнеполитической деятельности и сужению спектра предпринимаемых усилий.
Тем не менее, в свете новых инициатив ГУАМ имеет смысл вывести работу Содружества на более высокий уровень с привлечением новых участников в ряды организации. Среди приоритетных задач, которые сегодня стоят перед государствами Содружества, а также ее потенциальных новых членов, помимо экономики, не последнее место занимает продвижение интересов и отстаивание своих позиций в международном информационном пространстве. Одним словом, общих задач много, да и перспективы более тесной кооперации достаточно неплохие.
Юрий Вазагов