Это долгое эхо друг друга…

Информационное пространство Южной Осетии за последние недели вновь подверглось массированным вбросам «черного» пиара. Причем диапазон атак оказался весьма широк, на этом поприще вновь отличились медиа-ресурсы, аффилированные с бывшим премьером Южной Осетии Бровцевым, а также некоторые кавказские сайты, в частности, «Эхо Кавказа», «Кавказская политика», которые за последнее время нередко предоставляют площадку для антиосетинских публикаций. Видимо, резкие перепады мартовской погоды сыграли свою роль, вызвав обилие весьма звучных и эпатажных заголовков: «Хватит кормить Южную Осетию», «Оттепель без слякоти», «Бунт на корабле»….

Надо признать, с фантазией у интернациональной пишущей компании все в порядке, только вот здравый смысл подводит все чаще, все меньше логики и фактологии в материалах, больше слухов и базарных сплетен. Это неудивительно, ведь за спиной тонны яростного компромата, горы печатных листов и гигабайты интернет-трафика, где же взяться такому объему фактического материала, вот и повторяются наши номинанты на пулитцеровскую премию, либо включают режим пальцевысасывания.

«Эхо Кавказа», похоже, решило сделать себе реноме бесплатных адвокатов проштрафившихся югоосетинских чиновников, сочувственно и умиленно озвучивая стенания их неожиданно проснувшейся совести. Заодно большая порция обвинений в авторитаризме и чуть ли не гонениях на свободную «госдеповскую» прессу достается президенту Южной Осетии, которого скорее упрекают в недостаточной жесткости, нежели наоборот. И при котором стало возможным свободное создание новых партий, легальная оппозиционная деятельность и появление новых партийных СМИ. Но, видимо, либерализация внутриполитического поля Южной Осетии не волнует хозяев «ЭК», ведь для них демократия существует только для одного избранного народа.

Вызывает сожаление, что этот информационный ресурс, призванный нести «свет демократии» аборигенам Кавказа, стал больше походить на бульварную прессу, приобретя устойчивый желтоватый оттенок. Впрочем, часть журналистов «ЭК» все же придерживается базисных стандартов журналистики, предполагающих как минимум получение информации из нескольких источников. Другие, похоже, ничем не брезгуют, сделав своим основным источником информации сарафанное радио или ссылки типа «одна бабка сказала». В подобных публикациях жизнь в республике больше походит на вестерн, или на нечто среднее между Хичкоком и бразильскими мелодрамами, где кто-то кому-то постоянно дает по физиономии, кто-то на кого-то кидает стаканы воды и тому подобное. По всей видимости, скоро «ЭК» перейдет к освещению личной жизни цхинвальцев, вот это будет чтиво, достойное Госдепа.

Еще более забавное чтиво можно наблюдать на сайтах-клонах, поддерживающих экс-премьера РЮО. Пытаясь выгородить своего работодателя от ответственности за обрушение нового ангара Багиатского завода и по ряду других аналогичных эпизодов, авторы публикаций, а точнее, один бессменный автор, прибегли к помощи конспирологической теории. Оказывается, злыдни в лице нынешней власти Южной Осетии, дабы подвести под монастырь челябинского благодетеля, сами разрушили эти объекты. Со ссылкой на анонимные источники зловеще сообщается, что в ночь перед обрушением ангара и детского сада рядом с этими объектами видели подозрительный КамАЗ со стальным тросом. Интересно, а как выглядит неподозрительный КамАЗ и чем он отличается от подозрительного?

Одним словом, «черная кошка» Глеба Жеглова отдыхает, хорошо хоть, автор не сослался на челябинский метеорит, что его тоже супостаты из АП РЮО направили в отместку за «ударную» реконструкцию городских коммуникаций и водовода Едыс-Цхинвал.

Отдельно следует отметить публикации на сайте «Кавказская политика», принадлежащие перу журналиста Евгения Крутикова, человека, удостоенного государственных наград Южной Осетии. Казалось бы, его подход должен был отличаться большей непредвзятостью и основательностью, но его статьи скорее напоминают сокращенное издание кулинарной книжки – 6 советов как сварить борщ, пять шагов – как спасти Южную Осетию. Но в целом на критику из уст Крутикова можно было не особо обращать внимания и воспринимать его как эмоциональную реакцию человека, имеющего определенное отношение к Южной Осетии, но заголовок его последней статьи «Хватит кормить Южную Осетию», стал неким пределом, который не позволяет более столь поверхностно относиться к «творчеству» журналиста. Слишком уж хорошо он вписывается в кампанию, развернувшуюся в СМИ по поводу несостоятельности государственности РЮО, главная цель которого – поставить под вопрос статус республики в общественном мнении России – заветная мечта «Грузинской мечты».

Почти одновременно аналогичный вброс был осуществлен и против Абхазии, тоже с использованием слов «прикормить» и т. п. Граждан России пытаются убедить в том, что, оказывается, население Абхазии и Южной Осетии относится к ним с ненавистью и платит черной неблагодарностью за оказываемую помощь, в то время как «мечтатели» в Грузии, создающие совместные с НАТО военные предприятия, в них души не чают.

Не без сожаления приходится констатировать зачастившие антиюгоосетинские перлы в исполнении Максима Шевченко, граничащие с оскорблениями. Переквалифицировавшись в адвоката ингушских экстремистов, он благополучно забыл о своих прежних высказываниях в адрес Южной Осетии и теперь откровенно пытается искусственно раздуть тему несуществующих противоречий между северными и южными осетинами, поставить под сомнение статус республики. Чего стоит одно из его последних высказываний касательно статуса РЮО. «Грузия нужна России позарез. В полной мере восстановить дипломатические отношения получится не скоро. Не думаю, что есть сколько-нибудь значительная часть грузин, которые смирятся с потерей Абхазии и Южной Осетии. По крайней мере, Южной Осетии. По Абхазии ещё как-то готовы обсуждать вопрос, но потерю Южной Осетии считают просто вопиющей несправедливостью, с которой им трудно примириться», – заявляет Шевченко, не заботящийся придать хотя бы видимость правдоподобия своим умозаключениям. Истинная причина близости переживаний картвелов для тонкой души мифотворца понятна, правда, не ясно, чем ему не угодили японцы, также считающие Курилы вопиющей несправедливостью, или немцы, которые не прочь вернуть бывший Кенигсберг. Список претензий к России со стороны окружающих ее государств можно продолжить до бесконечности.

В целом, нельзя не заметить старый прием, который использовался Грузией еще в 90-е годы, когда в Тбилиси пытались по-разному подходить к Южной Осетии и Абхазии, дабы помешать двум братским республикам выступать единым фронтом. Теперь происходит то же самое, поэтому перед Сухумом и Цхинвалом стоит задача интенсифицировать многолетние двусторонние отношения и активнее координировать свои усилия по всем фронтам, в том числе на северокавказском направлении.

Анализируя сложившуюся ситуацию, следует отметить, что никто не собирается отрицать наличие серьезных проблем в Южной Осетии практически во всех основных сферах жизнедеятельности, но кто сказал, что общество, которое четыре года назад поставило точку в разрушительной агрессии, будет беспроблемным и сможет обеспечить динамичное поступательное развитие страны, проведение реформ и др., тогда как мы видим множество примеров государств, которые развивались в значительно более благоприятных условиях, нежели РЮО, по крайней мере, без войн и блокад, но проблем у них не меньше и решают их они также не намного быстрее, чем Южная Осетия.

К примеру, в ту же самую Грузию были вложены миллиарды долларов, оказывалась всесторонняя, в том числе кадровая помощь, но воз и ныне там, все разрекламированные реформы оказались лишь красиво разрисованным фасадом, и выяснилось, что ни одна мало-мальски серьезная государственная проблема не решена окончательно. Однако, знакомясь с сочинениями вышеперечисленных персон, создается впечатление, что вокруг республики сплошная зона идеальных государств, осталось лишь давать советы Южной Осетии.

Впрочем, господа борзописцы, рьяно расчехлившие свои перья, отнюдь не преследуют цель поспособствовать республике в преодолении существующих проблем. Их высказывания даже отдаленно не напоминают дружеские советы.

Разумеется, болезненно реагировать на регулярные наскоки – дело неблагоразумное, целесообразнее придерживаться тактики: «… караван идет», однако изменения в информационную политику, несомненно, стоит внести. В этой связи весьма продуманным представляется давно назревшее решение президента РЮО разделить Госкомитет связи и информации на Госкомитет печати и информации и Госкомитет связи и массовых коммуникаций. На должность председателя Госкомитета информации назначен опытный политолог и журналист Вячеслав Гобозов, что должно позволить четко ставить необходимые акценты в работе СМИ республики, проводить более активную работу по улучшению имиджа республики.

Одной из первейших задач в информационной сфере РЮО с учетом непрекращающихся пиар-атак является налаживание тесных связей с российскими масс-медиа, с целью распространения более объективной информации о республике. Ибо именно это станет серьезным препятствием для тех, кто на протяжении последних нескольких лет упорно создает Южной Осетии крайне негативный имидж в глазах российской общественности. Эту информационную войну мы не должны проиграть. Опыт, у республики есть. Сейчас после признания к этому можно добавить и поддержку со стороны официальных структур РФ.

Иван КАБИСОВ