Безопасное будущее, или биологическая угроза?

Пришло время консолидированного ответа

На последнем раунде Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье представители Южной Осетии вновь обратили внимание на участившиеся в последние годы вспышки нетипичных для региона заболеваний людей и животных, вызываемых новыми штаммами вирусов и высокую вероятность в связи с этим работы т. н. Центра общественного здравоохранения им. Лугара недалеко от Тбилиси.

Деятельность биологических лабораторий в Грузии по-преж-нему остается в центре внимания СМИ и экспертов. Широкий международный резонанс вызвали данные о деятельности лаборатории в Тбилиси, рассекреченные бывшим главой МГБ Грузии Игорем Георгадзе. Обеспокоенность деятельностью опасного объекта давно высказывает и Россия.
Полученные документы не оставляют никаких сомнений – деятельность лаборатории далека от заявленных целей и задач по охране здоровья. На деле Центр разрабатывает биологическое оружие и страдает в первую очередь от него многострадальный народ Грузии. По озвученным данным, умерло уже свыше 70 граждан Грузии, над которыми ставились опыты. Ведь когда шефство над лабораториями берут военные, а не медики, ясно, что решаются иные задачи, нежели превенция заболеваний.
Расследования вспышек заболеваний животных и людей показали, что следы ведут прямиком в Грузию, откуда вирусы распространились на весь регион – в Аб-хазию, Армению, Азербайджан, Южную Осетию и Россию…
Армения небезосновательно обвиняла Грузию во вспышке свиного гриппа и гибели в этой связи десяти человек. Однако Грузия упорно отвергает обвинения, несмотря на заявления осведомленных лиц об истинных целях лаборатории и неопровержимые документальные свидетельства. Но обращает на себя внимание название основополагающего документа, давшего старт строительству лаборатории – соглашение между Грузией и США «О сотрудничестве в сфере предотвращения распространения связанных с развитием биологического оружия технологий, патогенов и опыта», заключенное в 2002 г. То есть, ответ – в наз-вании. Если сотрудничество предполагает защиту от распространения биологического оружия, это говорит о высоком уровне оснащенности лаборатории и высококвалифицированном персонале. Противостоять биологическим угрозам современности могут лишь лучшие ученые, которые в состоянии и разрабатывать опасные вирусы. Наивно думать, что противостоять биологическому оружию могут рядовые лаборанты, медсестры и участковые.
Факт остается фактом, с началом функционирования лаборатории Лугара в Закавказье и Северном Кавказе распространились неизвестные доселе региону вирусы – чума свиней, куриный, или птичий грипп, свиной грипп, другие болезни крупного рогатого скота, мраморный клоп.
Сельскому хозяйству государств региона нанесен колоссальный удар. Фермеры и госхозяйства несут большие убытки. По данным Россельхознадзора, прямой экономический ущерб российских предприятий в 2017-2018 гг. от свиной чумы – более 5 млрд. руб., а косвенные убытки – 55 млрд. руб. Южная Осетия ежегодно несет большие убытки от гибели домашнего скота.
Вне зависимости от лепета грузинских властей о непричастности Грузии к заболеваниям людей и животных на Кавказе, нет никаких сомнений, что лаборатория в Тбилиси – рассадник опасных заболеваний, фактически став центром по разработке биологического оружия. Достаточно прочитать признания бывшего советника экс-президента Грузии Саакашвили – Джефри Сильвермана. Он прямо признал, что вся Грузия – ходячая лаборатория.
«Информация Георгадзе – очень поверхностная, только малая часть того, что можно сказать об этой лаборатории. Экспериментальная программа работает и в Кутаиси, там работают над бубонной чумой. Ведутся исследования в направлении новых видов вирусов, бактерий. А в Тбилиси, на площади Саакадзе, есть институт, так называемый “бактериофаг”. Все они связаны с военной программой США. Экспериментальные вакцины проверяют на грузинах. В 2014-2015 годах я проводил расследование и показал все разработки. У меня есть все документы, протоколы. В этой лаборатории есть сжигательная печь, крематорий. Этого, кстати, изначально не было в планах. Что сжигается в этой печи?.. Кроме Лугара, я уже упомянул тбилисский центр Элиава, лабораторию в Кобулети, где под контролем британского министерства обороны изучают бубонную чуму. И есть еще сеть из примерно 11 маленьких лабораторий и все они соединены между собой», – рассказывает Сильверман.
Сейчас усилия окружающих Грузию государств следует направить не на пустое сотрясание воздуха, а на практических мерах по нейтрализации лаборатории. Подойдет любой инструментарий, вплоть до военного, ведь несколько лет увещеваний Грузии не принесли нужного результата. Дипломатическое урегулирование оказалось неэффективным. Как сказал председатель комитета Госдумы по обороне, бывший командующий ВДВ Владимир Шаманов, – «мы не можем смотреть сквозь пальцы, понимая, что это напрямую влияет на состояние безопасности на южных рубежах, мы будем принимать дипломатические и военные меры».
Грузия ничего не решает в этом вопросе. Общественное движение в самой Грузии против лаборатории подавляется и не получает динамизма. Тбилиси не может ни контролировать деятельность американских военных биологов, ни предотвратить распространение штаммов опасных заболеваний за стены лаборатории. Это признал и Сильверман.
«Контракты лаборатории курировали ВМС США. Эта лаборатория не была построена на основе договоренностей с властями Грузии. Ее заставили построить. Когда люди из министерства экономики Грузии встретились с представителями ВМС США, они открыли чемодан и сказали: “Вот контракт, подпишите”, – отметил Сильверман.
Пришло время предметных действий по многостороннему и многоотраслевому давлению на Тбилиси окружающими ее государствами, на территорию которых Грузия распространяет опасные заболевания людей и животных. На словах декларируя дружеские отношения с Арменией, Азербайджа-ном, Россией, считая осетин и абхазов своими братьями, Грузия «экспортирует» в эти страны опасные заболевания людей и животных, одновременно уничтожая и своих граждан. Пришло время консолидированного давления на Грузию с целью свернуть разработку и применение биологического оружия. И здесь у окружающих Грузию государств, способов и методов давления предостаточно.
Представители минобороны Южной Осетии на недавней пресс-конференции с сожалением констатировали, что лаборатория в Грузии представляет для нас опасность. На угрозы и вызовы необходимо незамедлительно реагировать и применить к Грузии ряд мер. Зачем уважать государство, которое тебя не уважает и ставит целью уничтожение Южной Осетии, равно как и преследует цель применения биологического оружия против государств кавказского региона и российского Северного Кавказа?
Вопреки всем ожиданиям, партия «Грузинская мечта», с приходом к власти которой в Грузии и России ожидали потепления отношений, оказалась преемницей фашистского курса, направленного на уничтожение народов Южной Осетии и Абхазии. Вне зависимости от прихода к власти в Грузии любой политической силы, ее политика в отношении Абхазии, РЮО и России не поменяется. Если бы партия «Грузинская мечта», позиционирующая себя как сила, ставящая цель восстановление отношений с Россией и декларирующая мирное урегулирование вопросов с Абхазией и Южной Осетией, открещивающаяся от преступлений режима Саакашвили, хотела, она бы волевым решением закрыла сеть лабораторий в Грузии…
В этом смысле России, единственному миротворцу региона, пора признать существующие мало обнадеживающие реалии и от призывов к пробуждению совести (которой у Грузии никогда не было) перейти к ощутимым действиям.
Таковыми могут стать запрет на импорт из Грузии вина, минеральной воды, цитрусов. Даже эти меры подрубят профильные отрасли Грузии, вызвав широкую волну народного недовольства против властей Грузии. Рост импорта из Грузии в условиях, когда она подрубает российское сельское хозяйство и распространяет биологическую заразу (включившись в американскую программу по биологической войне против России), ничего кроме удивления вызывать не может.
Южная Осетия в состоянии прекратить деятельность станции очистных сооружений на юге Цхинвала, которую непонятно за какие заслуги построили после августа-2008 для Грузии, ставившей целью уничтожить народ Южной Осетии. У нашей республики есть и другие рычаги. К примеру, сплав по Лиахве трупов сожженных свиней и других животных, погибших от африканской чумы свиней; полная блокада приграничных грузинских сел от оросительной воды; строительство городской свалки на границе с Грузией; в десять раз повысить размер штрафа за нарушение государственной границы для граждан Грузии; запрет на ввоз на наш рынок продукции из Грузии, что форсирует развитие нашего сельского хозяйства. Это далеко не полный перечень рычагов на Грузию одной только крошечной Южной Осетии. Что уж говорить об Армении, Азербайджане, России, Турции, Абхазии.
Совместное давление государств региона приведет к прекращению деятельности сети лабораторий в Грузии. Конечно, потенциальные санкции против Грузии скажутся на простых гражданах. Но нельзя не причинить ущерб режиму, не причинив страданий гражданам, которые и допустили (а то и выбрали себе такую власть) разрастание угроз и дестабилизацию на Южном Кавказе. Окружающие Грузию государства стоят перед неумолимым выбором – безопасное будущее или биологическая угроза…