Репрессии в Южной Осетии – один из эпизодов геноцидной политики Грузии

День памяти жертв политических репрессий отмечается в Южной Осетии, как и во всей России, – 30 октября. Политические репрессии, и не только в 1936 – 1938 гг., но и в последующие годы сыграли свою разрушительную роль и в Южной Осетии.

Во время сталинских репрессий, начиная с конца 20-х и заканчивая 50-ми годами прошлого столетия, грузинская власть не раз пользовалась политической мотивацией при попытках ликвидировать неугодных представителей осетинского народа, оказывающих сопротивление в процессе усмирения, подчинения осетинского этноса и выступающих за воссоединение Осетии.
Период сталинских репрессий нанес в те годы невосполнимый социальный и политический урон Южной Осетии. В основном были репрессированы самые яркие представители интеллигенции, образованные и политизированные личности, которые отличались смелостью и открыто защищали интересы осетинского народа. Среди них были такие выдающиеся личности, как известный политический деятель Александр Джатиев; истинный патриот, инженер, который начал строительство перевальной дороги между Югом и Севером Осетии Рутен Гаглоев, легендарный командир югоосетинской бригады в 1920 г. Матвей Санакоев (Мате). А также такие известные писатели как Беджызаты Чермен, Хъуылаты Созырыхъо и другие.

Сталинские репрессии – продолжение геноцида 1920 г.
В одном из интервью нашей газете кандидат философских наук Коста Дзугаев образно назвал «резекцией мозга» то, что сделало с южными осетинами грузинское НКВД в 1936 – 1950 гг. По его мнению, репрессии в Южной Осетии носили не столько политический характер, сколько националистический. Грузинское руководство использовало сложившуюся тогда ситуацию в СССР для решения националистических задач – подавления негрузинского населения ГССР и гомогенизации грузинской нации. Как пояснил Дзугаев, однозначно расстрельное обвинение было по стремлению к воссоединению Осетии. Из 397 человек в списке 236 – осетины (59,5%), из них единицы обвинялись в меньшевизме или по другим статьям. К расстрелу было приговорено 110 осетин, что составляет 45,8 %; а еще 38% приговорили к 10 годам лишения свободы, что значило то же самое убиение, но растянутое во времени. По его словам, архивные документы не оставляют сомнений, что уничтожались целенаправленно те, кто боролся за единство Осетии. Сталинские репрессии – продолжение геноцида 1920 г. Репрессии 1937 г., с подлинно научной точки зрения, представляют собой один из эпизодов геноцидной политической практики грузинского государства в отношении южных осетин и осетин в Грузии в целом.
Легендарная пятерка
Политическим репрессиям подверглись в начале 1950-х гг. и студенты, которые создали подпольную организацию «Рæстдзинад»: Владимир Ванеев, Хазби Габуев, Лев Гассиев, Заур Джиоев, Георгий Бекоев.
Еще в 1939-м году осетинский алфавит на юге Осетии был заменен грузинским, а в 1944-м национальные школы были закрыты. Это было время культурного геноцида осетин, направленное на постепенное исчезновение осетин как нации. Протест, с которым выступили в 1949-м молодые подпольщики, был естественной реакцией молодых патриотов на действия грузинских властей. За сохранение родного языка и культуры пытались бороться наивные ребята-студенты, решившие прочно связать свою жизнь с литературой. В условиях строжайшей конспирации они изучали историю Осетии, готовили подборки документов по положению в Южной Осетии. Единственной формой предельно опасной деятельности группы было распространение листовок, которые переписывались от руки печатными буквами в большом количестве и расклеивались по ночам в городе.
Они собирались вечерами на квартире у Хазби Габуева, сочиняя текст воззвания, который нашел бы отклик в сердцах земляков и заставил их очнуться от массовой «спячки» и жизни по инерции. Идея того стоила. Листовки вызвали большой ажиотаж в городе, их обсуждали в каждом переулке Цхинвала.
Однако в те годы не соглашаться с действиями Коммунистической партии для любого советского человека было равносильно вынесению себе приговора. И подтверждения тому не требовалось, так свежи были еще в народе воспоминания о репрессиях 30-ых годов.
В августе 1951 года всех членов организации «Рæстдзинад» арестовали и водворили в застенки ГБ в Тбилиси. Затем последовали судебные процессы и ссылки. Только после смерти Сталина, уже в 1954-м, В. Ванеев, Л. Гассиев, Г. Бекоев, З. Джиоев были реабилитированы. Более тяжкая участь выпала на долю поэта Хазби Габуева, который провел в лагерях долгих 13 с половиной лет.
М. СОЛОЕВА