Приоритетные отношения: новая Концепция углубит сотрудничество России и Южной Осетии

На прошлой неделе президент Российской Федерации Владимир Путин своим указом утвердил Концепцию гуманитарной политики России за рубежом, в которой нашли отражение национальные интересы России в гуманитарной сфере.

Как отмечается в тексте Концепции, целями гуманитарной политики являются формирование и укрепление объективного восприятия России в мире, содействие пониманию исторического пути, роли и места РФ в мировой истории и культуре, расширение контактов между людьми. В числе основных направлений гумполитики также значится продвижение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, российской культуры, науки и образования, развитие международного сотрудничества в сферах спорта, туризма, молодежного взаимодействия, оказание поддержки соотечественникам, проживающим в других странах, сохранение исторического и культурного наследия, использование возможностей СМИ для формирования объективного облика страны за рубежом.
Концепция предусматривает активизацию российской гуманитарной политики в таких регионах как Латинская Аме-рика, Ближний Восток и Аф-рика. Отдельным пунктом отмечается необходимость расширения связей с Китаем и Индией. В документе есть также упоминание о Грузии, Молдавии Латвии, Литве и Эстонии. Подчеркивается, что при развитии взаимодействия с этими государствами в гуманитарной сфере будет учитываться соблюдение прав русскоязычного населения.
Ну и, наконец, в качестве приоритета гуманитарной политики РФ за рубежом заявлено расширение сотрудничества со странами СНГ, Абхазией, Южной Осетией, ДНР и ЛНР.
«Приоритетной задачей остается углубление двустороннего сотрудничества в области культуры, науки, образования, молодежной политики, спорта, туризма с государствами на постсоветском пространстве: с государствами – участниками СНГ, с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия, Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой», – отмечается в тексте концепции.

Объединяющий фактор и перекрестные связи
Реализация основных направлений концепции позволит усилить роль России в качестве объединяющего фактора для Южной Осетии, Абхазии, ДНР и ЛНР. К такому выводу пришли участники видеомоста, прошедшего в конце прошедшей недели на площадке агентства «Sputnik Южная Осетия».
В обсуждении перспектив развития гуманитарного сотрудничества между Россией, Южной Осетией и Абхазией приняли участие эксперты и политики из трех стран, в частности, помощник президента Абхазии по международным делам Максим Гвинджия, заместитель директора Института востоковедения РАН Алек-сандр Скаков и др.
Было отмечено, что за 14 лет, прошедших после признания независимости Южной Осетии и Абхазии со стороны России, удалось создать прочную правовую базу межгосударственных отношений, в том числе в гуманитарной сфере. Развитие гуманитарного сотрудничества между странами участниками видеомоста было охарактеризовано как успешное и продуктивное, в полной мере отвечающее интересам России, Южной Осетии и Абхазии.
«На этом прекрасном фоне именно такая концепция, представляющая собой полномасштабное, всеобъемлющее использование так называемой мягкой силы – то, чего как раз не хватало в нашем успешном сотрудничестве с Российской Федерацией», – подчеркнул помощник президента Абхазии.
Александр Скаков, в свою очередь, добавил, что взаимодействие России с Абхазией и Южной Осетией имеет давние традиции, в том числе, в образовательной и научной сферах. «Что очень важно – это обучение студентов из Абхазии и Южной Осетии в вузах Российской Федерации. Здесь тоже надо думать о будущем, чтобы те, кто обучается в вузах России, обучались по тем специальностям, которые нужны для будущего Абхазии и Южной Осетии. Конечно, хорошо, когда люди учатся в МГИМО, но большое количество дипломатов не нужно Абхазии, то же самое касается тех профессий, которые пока не востребованы», – считает российский эксперт.
Новая концепция даст возможность активнее развивать научные связи между странами, в том числе в вопросах проведения совместных археологических экспедиций, международных конференций, издания научных трудов и изучения архивных источников.
Актуальным является и развитие сотрудничества между музеями трех стран. «Почему бы, например, не организовать выставки из Абхазии и Южной Осетии в России, чтобы жители России имели лучшее представление об Абхазии и Юж-ной Осетии», – подчеркнул Александр Скаков.
Многие жители России, включая представителей молодежи, ничего не знают об истории Южной Осетии и Абхазии, поэтому в рамках новой концепции необходимо издавать книги и пособия по истории Абхазии и Южной Осетии, ввести соответствующие курсы в российских вузах. Александр Скаков также обратил внимание на объединении усилий по сохранению памятников культуры и археологии, имеющихся в Южной Осетии и Абхазии. «Состояние старого Цхинвала не очень хорошее, но что-то осталось. И это что-то надо сберечь, сохранить и использовать для тех же самых туристических целей. Для этих же целей в Южной Осетии очень много храмов, в том числе эпохи раннего средневековья, которые уникальны в целом для региона Южного Кавказа», – сказал эксперт.
В ходе видеомоста был также затронут вопрос развития горизонтальных, перекрестных связей между Абхазией, Юж-ной Осетией, ДНР и ЛНР. Участники обсуждения отметили, что дружественные отношения между Абхазией и Южной Осетией имеют давнюю историю и опираются на прочные традиции двустороннего взаимодействия по всем ключевым направлениям.
По словам Максима Гвинджия, Сухуму и Цхинвалу необходимо преодолеть определённый спад, касающийся интенсивности контактов между двумя республиками. «Мы видим, что у нас есть огромное пространство, которое не заполнено активностью и совместными проектами. В этой связи, необходимо что-то менять, улучшать и укреплять это пространство. Наши страны не выступали инициаторами таких стратегий, а должны были бы. К счастью, Россия приняла данную концепцию, и мы можем очень хорошо развивать сотрудничество на базе этой стратегии. И Россия в данном случае станет объединяющим фактором для всех республик», – заявил помощник президента Абхазии.
В развитии двусторонних отношений между Абхазией и Южной Осетией нужно больше внимания уделять активизации культурных связей, организации совместных гастролей, развитию молодежного сотрудничества, увеличению товарооборота и т.д.

Концепция поможет объединить усилия в борьбе с фальсификацией истории
Участники видеомоста в ходе обсуждения, в числе других, затронули еще один важный аспект, содержащийся в концепции и касающийся информационной политики. Речь, в частности, идет о борьбе с попытками фальсификации истории. Как отмечается в документе, распространение объективной информации об истории России имеет важное значение для сохранения достоверной памяти о прошлом и противодействия попыткам фальсификации истории. «Немаловажную роль играет оказание содей-ствия иностранным государствам, сталкивающимся с вольной интерпретацией исторических событий отдельными государствами в своих геополитических интересах», – указано в концепции.
Для Южной Осетии и Абха-зии этот аспект более чем актуален, особенно в свете постоянных попыток грузинской стороны и ее западных партнеров навязать международному сообществу искаженную трактовку исторических событий, происходящих в регионе, начиная с конца 80-х годов прошлого века. Подобные поползновения носят перманентный характер, усиливаясь время от времени в зависимости от геополитической конъюнктуры. В частности, на сегодняшний день, в связи с волной русофобии в западных странах, со стороны Грузии предпринимаются усилия по переоценке событий августа 2008 года вопреки выводам комиссии Евросоюза под руководством Тальявини, доказавшей вину Грузии за агрессию против Южной Осетии. При этом Тбилиси пользуется поддержкой западных международных организаций и структур наподобие Международного уголовного суда, которые вместо привлечения к ответственности грузинских военных преступников, выдают санкции на задержание граждан Южной Осетии. Иными словами, налицо явное стремление поменять местами агрессора и его жертву.
Что касается РФ, то для нее в современных условиях проведения системной информационной политики, направленной на формирование объективных представлений о роли России, приобрело особое значение. Подобной информационной политики России не хватало последние десятилетия. «Учитывая общее осложнение мировой обстановки, ситуации вокруг России, особое значение приобретает информационная политика или информационная война, в зависимости от того, что человек хочет получить в итоге. Именно этой информационной политики, во-многом, не хватало все эти десятилетия. Дело в том, что Россия – это некий особый мир, который находится на стыке Запада и Востока, Европы и Азии. Здесь есть особенности культуры, менталитета, истории. И эти особенности наши партнеры, как на Западе, так и на Востоке, очень часто вовсе не понимают», – считает А. Скаков.
В ходе видеомоста также были затронуты вопросы реализации совместных проектов направленных на формирование устойчивой базы для дальнейшего развития дружественных отношений между странами.
Подводя итоги обсуждения, следует сделать вывод о том, что успешная реализация Концепции гуманитарной политики РФ за рубежом позволит повысить динамику сотрудничества между Россией и Южной Осетией по всем основным направлениям, нарастив достигнутые за 14 лет результаты.
А. ТЕДЕЕВ