Ничего общего с правосудием: МУС – ангажированный орган с однобокой политической позицией

Международный уголовный суд в Гааге выдал ордера на арест трех югоосетинских чиновников якобы в рамках расследования войны 2008 года.

В марте текущего года Прокуратура Международного уголовного суда (МУС) направила запрос в палату предварительного производства для выдачи ордеров на арест Михаила Миндзаева (экс-глава МВД РЮО), Гамлета Гучмазова (экс-начальник следственного изолятора МВД) и Давида Санакоева (в 2008г. Уполномоченный по правам человека при президенте), которых на основании запроса коллегия из трех судей сочла виновными в якобы совершении военных преступлений.
«Есть достаточные основания полагать, что гражданские лица, которых считали этническими грузинами, были задержаны в югоосетинской части Грузии, а затем помещены под стражу, подвергнуты жестокому обращению и содержались в тяжелых условиях в следственном изоляторе в Цхинвале, после чего Россия и власти Южной Осетии использовали их в качестве предмета торга для обмена заключенными и помещенными под стражу лицами. В результате такого обмена помещенные под стражу лица были вынуждены покинуть Южную Осетию», – сказано в пресс-релизе МУС.
Согласно МУС, за якобы незаконное лишение свободы, пытки и бесчеловечное обращение, оскорбление личного достоинства, захват пленных и незаконное перемещение гражданских лиц, совершенные с 8 по 27 августа 2008 г. несут ответственность М. Миндзаев и Г. Гучмазов, а Давид Санакоев предположительно несет ответственность за военные преступления (захват пленных и незаконная передача гражданских лиц) с 8 по 27 августа 2008 г.

Санакоев: «Решения МУС – механизм давления на Южную Осетию и Россию»
Депутат Парламента Давид Санакоев прокомментировал нам решение Международного уголовного суда, отметив, что ничего неожиданного не произошло. По его словам, докладом комиссии Тальявини установлено, что Грузия совершила в августе 2008 г. неспровоцированный акт агрессии против Осетии. Военные преступления совершала грузинская сторона, но почему-то МУС на эти многочисленные факты до сих пор не отреагировал. Теперь в суде пытаются возбудить дела в отношении не агрессора, а пострадавшей стороны – РЮО.
«Занимая должность уполномоченного по правам человека, я занимался вопросами возвращения граждан Южной Осетии, удерживаемых в Грузии, а также передачей граждан Грузии, оказавшихся в тот период в Южной Осетии», – сказал Санакоев.
Депутат считает, что МУС торопят принимать подобные решения в связи с событиями на Украине. Именно в контексте давления на Россию Санакоева, Миндзаева и Гучмазова пытаются в срочном порядке привязать к этим действиям, чтобы в очередной раз обвинить РФ в противоправных действиях.
«Мы не видим со стороны МУС объективного рассмотрения военных преступлений, совершенных в Республике Южная Осетия Грузией. Например, МУС должен был обратить внимание на такой важный документ, касающийся агрессии Грузии против Южной Осетии, как доклад Хайди Тальявини, где отмечено, что войну в августе 2008 г. развязала Грузия. Однако я нигде не видел, чтобы грузинских военных преступников привлекали к ответственности за преступления, совершенные в отношении граждан Южной Осетии и российских миротворцев», – сказал он.
По словам Санакоева, к сожалению, мы опять видим предвзятую позицию Гаагского суда. И вместо того, чтобы применять единообразный подход ко всем вопросам, МУС опять выбирает тактику двойных стандартов.
Как отметил парламентарий, в 2008 г. он с южноосетинской стороны принимал участие в переговорном процессе, и до конца августа удалось вернуть на родину всех граждан Южной Осетии, захваченных во время агрессии Грузии против РЮО, кроме без вести пропавших Хугаева, Хачирова, Плиева, Тедеева, Кабисова, Икаева, Гаглоева. По его словам, домой возвращали и тех граждан, которые были задержаны властями Грузии до событий 2008 г., кроме Дудаева, Зассеева, Кочиева и Валиева.
Касательно обвинений МУС в свой адрес Давид Санакоев уточнил, что они связаны с его участием в переговорном процессе и вынуждении грузинской стороны вернуть на родину граждан Южной Осетии.
«Естественно, мы сами всегда были против нарушения прав человека. Все военные преступления должны расследоваться, но не должно быть политического подхода и политического контекста в этом вопросе. Представители МУС в свое время обращались ко мне, чтобы я прокомментировал те или иные события 2008 года. Но в ответ я всегда интересовался, в каком контексте с их стороны будут рассматриваться Южная Осетия и Грузия. И когда мне отвечали, что Южная Осетия МУСом рассматривается как часть Грузии, а война – в рамках одного государства, то я прекращал с ними разговор. Потому что здесь на первый план выходит политизированность представителей МУС по данному вопросу и нежелание объективно подойти к тем преступлениям, которые совершались в 2008 г. А совершались эти военные преступления представителями грузинского государства на территории Южной Осетии», – подчеркнул депутат.
Касаемо обвинений МУС – что в 2008 г. насильственно были перемещены люди и переданы грузинским властям – Санакоев отметил, что с каждым человеком отдельно велась беседа.
«Составлялись соответствующие документы, в которых говорилось о том, что в связи с их собственным желанием они передаются властям Грузии и родственникам. В этих процессах, помимо меня, принимал участие в качестве международного наблюдателя и комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг. Все гуманитарные процессы были прозрачными и к концу года завершились все процедуры», – констатировал Санакоев.
Он подчеркнул, что не зря МУС торопится показать активность в вопросе расследования агрессии Грузии против Южной Осетии в 2008 г., эти действия направлены против России в контексте событий на Украине и являются, помимо прочего, попыткой пересмотра итогов августа 2008 г. Действия МУС, по мнению Санакоева, направлены не столько против него лично, сколько против государственности Южной Осетии.
Тасоев: «МУС – послушный инструмент в руках Запада»
Уполномоченный по правам человека при Президенте РЮО Инал Тасоев, комментируя решение МУС отметил, что прокурор Международного уголовного суда Карим Хан в рамках расследования событий августа 2008 г. несколько месяцев назад направил запрос в палату предварительного производства для выдачи ордеров на арест экс-министра внутренних дел РЮО Михаила Миндзаева, бывшего начальника следственного изолятора МВД Гамлета Гучмазова и бывшего уполномоченного по правам человека при Президенте Южной Осетии Давида Санакоева, занимавших свои должности в августе 2008 года, в период совершенной Грузией вооружённой агрессии против РЮО. «А 30 июня 2022 г. запрос был удовлетворен – выданы ордера на арест. Данные действия не стали неожиданностью, а только подтвердили, что МУС на сегодня продолжает оставаться послушным инструментом в руках Запада», – сказал омбудсмен.
Тасоев напомнил, что МУС был создан в 1998 г. – как первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления против человечности, а также преступления агрессии. Однако, как считает омбудсмен, с течением времени МУС, к сожалению, не стал подлинно независимым и авторитетным органом правосудия. Наоборот, за это время он заработал себе очень плохую репутацию, демонстрируя политическую ангажированность, подтверждая свою предвзятость и избирательность при применении международного права.
«Все это мы очень ясно видим на собственном примере, – как Грузия из страны агрессора постепенно превращается в потерпевшую сторону. Хотя, согласно работе независимой комиссии Евросоюза во главе с Хайди Тальявини, созданной для расследования фактов августа 2008 г., установлено, что в ночь с 7 на 8 августа 2008 г. Грузия первой совершила полномасштабную вооруженную агрессию против населения РЮО, с применением тяжелой артиллерии, бронетехники и военной авиации. Несмотря на это, за прошедшие годы МУС не произвел ни одного процессуального действия в отношении преступлений, совершенных грузинскими военными и должностными лицами в отношении населения Южной Осетии», – подчеркнул он.
Омбудсмен заявил, что предвзятость европейского правосудия можно наблюдать и на примере нескольких тысяч жалоб наших граждан, направленных в 2008 г. и в МУС, и в ЕСПЧ.
«В жалобах, где подробно описывается, как жизнь мирных людей подвергалась смертельной угрозе, как обстреливались жилые кварталы, даже близко не расположенные к военным объектам, как на глазах людей уничтожалось их имущество, а они вынуждены были круглосуточно сидеть в холодных подвалах, не имея возможности накормить детей. Все иски сопровождались неопровержимыми доказательствами. Однако все это игнорировалось международными судами, которые принимали и принимают предвзятые и незаконные решения», – сказал он.
Что касается выданных ордеров на аресты и обвинений, которые предъявляет МУС нашим гражданам, омбудсмен подчеркнул, что это обвинение строится на ложных фактах и является «политическим заказом», учитывая время, которое выбрал МУС для их выдачи.
«Российская Федерация не участвует в Римском статуте МУС, поэтому у данной структуры нет юрисдикции в отношении территории России и Южной Осетии или их граждан», – резюмировал Инал Тасоев.
Мадина БЯЗРОВА