«Единое окно»: значение реформы и как ее воспринимают жители?

В начале 2018 года был принят Закон Республики Южная Осетия «О внесении изменений в Закон Республики Южная Осетия от 28.02.2014 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сделок с ним и кадастровом учете», где полномочия по технической инвентаризации были переданы органу учета и регистрации.

По словам заместителя руководителя службы государственной регистрации, кадастра и картографии РЮО Риты Дзуццати, целью передачи данных полномочий являлось создание системы «Единого окна», при которой заявитель для оформления своих прав на недвижимость обращается в один орган.
Благодаря «Единому окну» сегодня жители сельских местностей уже не приезжают в город для подачи документов на регистрацию. Они это могут сделать в районных администрациях, где у нас созданы отделы службы по приему и выдаче документов, кадастровых работ и технической инвентаризации. Граждане могут прийти туда и сдать весь пакет документов как для регистрации, так и для проведения кадастровых работ – замеры земельного участка, дома и технические документы», – разъяснила представитель Минюста.
Кроме того, по ее словам, во всех районах работают филиалы Сбербанка, где сельчане могут оплатить и госпошлины.
Она отметила, что большой плюс в реформе «Единого окна» регистрации – это сокращение огромной очереди. «Если в прошлом году очередь на проведение кадастровых работ составляла более 300 человек по республике, то сегодня она сократилась до 50 человек. Большие очереди были связаны с тем, что всю республику обслуживало четыре специалиста с двумя приборами для проведения межевания», – сказала она.

Освоить новые технологии
Реформа предполагала и увеличение штатной численности работников службы, сегодня в нем трудится 45 человек. Из них, по словам Риты Дзуццати, в Дзауском, Знаурском и Ленингорском районах работают по 3 человека, в Цхинвальском – 4, и в городе – 7 человек. «Все сотрудники полностью справляются со своими обязанностями. Более того, все отделы Службы по приему и выдаче документов, кадастровых работ и технической инвентаризации в районах обеспечены необходимыми приборами.
Работы по подготовке документов обрабатываются на компьютерах, и в течение 10-15 минут собственнику выдается заявление установленного образца. По закону на кадастровые работы выделяется 14 рабочих дней, и мы никогда больше не выходим за предоставленные законом рамки. А раньше, к сожалению, приходилось ждать месяцами», – подчеркнула заместитель Службы госрегистрации и кадастра.
Что касается обучения сотрудников новым технологиям, то, по ее словам, для реализации реформы было проведено обучение работников БТИ по использованию геодезического оборудования при производстве геодезических и кадастровых работ. «Также провели совместное обучение специалистов Службы и работников БТИ в ЮОГУ, а также в Республике Северная Осетия-Алания, по окончании обучения им выданы сертификаты ЮОГУ. Все сотрудники, независимо от возраста, успешно освоили программу Автокад (AutoCAD) и сегодня все технические паспорта рисуются не от руки, а по этой программе, что во многом облегчило их работу», – сказала она.
В этом году в подведомство Министерства юстиции пригласили специалиста из России для обучения местных специалистов на оборудовании для проведения кадастровых работ – GPS-приёмни-ки. Приемники, работающие в системе GPS (или системе ГЛОНАС) – высокоточное оборудование, используемое для получения точных данных при выполнении кадастровых и геодезических работах. GPS-геодезия позволяет сократить временные и трудовые затраты и облегчает выполнение инженерно-геодезических изысканий.

Рабочие места
Благодаря открытию во всех административно территориальных единицах созданы отделы Службы по приему и выдаче документов, кадастровых работ и технической инвентаризации, появились и новые рабочие места для сельчан. Как сообщила Рита Дзуццати, во всех районах, кроме начальников отделов, работают местные жители.
«О начальниках отделов решение было принято потому, что наши сотрудники – это подготовленные специалисты со стажем работы в этой системе, и потому их и назначили на должности начальников отделов», – пояснила Рита Дзуццати.
Она также сообщила, что сотрудники Службы государственной регистрации, кадастра и картографии производят замеры, которые ранее не производились. «Необходимость заключается в том, чтобы сопоставить камеральные работы, картографические и так называемые полевые работы, чтобы поставить инженерные сети на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности», – уточнила представитель Минюста.

Значение реформы
Однозначно, по словам заместителя руководителя Службы государственной регистрации, кадастра и картографии, реформа «Единого окна» полностью себя оправдала и сегодня система функционирует в полной мере. «Это и сокращение очередей, кратчайшие сроки оформления собственности. Практически сведены к нулю, очередь и количество претензий и жалоб со стороны населения республики. Единственное, бывают случаи непонимания, что, думаю, со временем тоже будет полностью устранено», – считает Рита Дзуццати.
По ее словам, не менее важной задачей, проводимой Министерством юстиции реформы, является создание Единого информационного ресурса. Рита Дзуццати сказала, что формируется база данных для территориального планирования, пользователями которой станут все государственные органы, и вся собираемая информация будет в открытом доступе для всех министерств и ведомств.

А. ДЖИОТЫ