В Южной Осетии за последние несколько лет в различных ведомствах работают советники из Российской Федерации. Их деятельность направлена на модернизацию и повышение эффективности проводимой на местах работы. В Министерстве образования Южной Осетии приглашенным советником является Темина Казахова, которая в интервью газете «ЮО» рассказала о проделанной работе и о приоритетных задачах, стоящих перед системой образования РЮО.
– Темина Александровна, в чем заключаются основные направления Вашей деятельности в Министерстве образования и науки РЮО?
– Как советник администрации президента РФ по вопросам образования и науки в РЮО, я на начальном этапе своей работы приняла активное участие в формировании современной нормативно-правовой базы в сфере образования, в особенности в разработке Закона РЮО «Об образовании». Кроме того, была оказана конкретная помощь в разработке Государственного образовательного стандарта основного общего образования РЮО, перечня учебников и учебно-методических материалов, рекомендованных к использованию в общеобразовательных школах.
В качестве главных направлений работы отмечу также организацию прямых партнерских связей и развитие сетевого взаимодействия между организациями, осуществляющими образовательную деятельность в РФ и РЮО, включая повышение квалификации педагогов, специалистов ЦОКО РЮО, психологов и профессиональную переподготовку логопедов.
Была проделана серьезная работа с Министерством образования и науки РФ по заключению соглашения между Правительством России и Правительством Южной Осетии о взаимном признании образования и квалификаций. Разработан и утвержден порядок финансового обеспечения частных общеобразовательных организаций в части компенсации затрат на получение дошкольного, начального, общего и основного общего образования. Ведется работа по введению новой системы оплаты труда (НСОТ).
Как советник, я нахожусь в постоянном контакте с Министерством образования и науки РЮО и Министерством образования и науки РФ.
– На Ваш взгляд, как в целом можно оценить ситуацию в сфере образования Южной Осетии в сравнении с Российской Федерацией? И каковы главные проблемы, которые мешают системе образования Южной Осетии развиваться и улучшать качество образовательного процесса?
– В целом, Южная Осетия сохранила в основных чертах элементы советской системы образования. Здесь, так же, как и в России, функционируют одни и те же образовательные программы, однако итоговая аттестация проходит в разных формах, в России в форме ЕГЭ, а в Южной Осетии – в традиционном формате.
Среди главных проблем, мешающих улучшению качества образовательного процесса в республике, следует назвать неоднозначность образовательной системы Южной Осетии, препятствующей принятию единых управленческих решений. Вторая проблема – недостаточное материально-техническое обеспечение образовательных организаций. Серьезной проблемой является отсутствие специалистов по многим направлениям – физика, математика, химия, коррекционная педагогика и психология, логопедия, дефектология.
– На чем следует поставить акцент при определении приоритетов развития национального образования?
– Я вижу здесь две задачи. Прежде всего, необходимо вывести уровень качества югоосетинского образования на уровень образования развитых стран мира.
Кроме того, акцент следует поставить на углубленном изучении в образовательных организациях родного языка, сохранения традиций осетинского народа, воспитание подрастающего поколения в духе приверженности к ирон æгъдау, любви к национальной культуре. Необходимо подготовить такие учебники по предметам национального компонента, как учебник географии Южной Осетии, работа над которым ведется в данное время, учебник истории Осетии и т.д.
Часто можно услышать взаимную критику школ и вуза. Первые обвиняют вторых, что слабые выпускники университета препятствуют повышению качества образования в среднем образовательном звене. Вуз, со своей стороны, критикует школы за недостаточно подготовленных абитуриентов, которые не осиливают объем информации, предусмотренный университетской программой.
– Где выход из этого замкнутого круга?
– Не нужно забывать о том, что в течение многих лет югоосетинская образовательная система функционировала изолированно, несмотря на то, что при осуществлении образовательного процесса в Южной Осетии опирались на российские образовательные программы. События 1990-х и 2000-х годов наложили свой отпечаток на образовательную систему. Главной задачей в создавшихся условиях была задача выживания. Нужно отдать должное всем педагогам образовательных организаций за их самоотверженный труд, потому что они в нелегких условиях обучали и воспитывали подрастающее поколение.
Изменение ценностных ориентаций в обществе, доминирование материальной стороны в жизни неизбежно привело к падению уровня качества образования. Также имела место определенная либерализация в сфере образования, проявляющаяся в приеме в вуз большинства поступающих, независимо от того, готовы ли они к вузовскому обучению, или нет. В то же время стояла задача занять молодежь, не дать им пойти по неверному пути. Однако это, благое, на первый взгляд, дело, безусловно, имело и обратную сторону: в школу стали проникать люди, недостаточно подготовленные к работе педагога. Это также не способствовало повышению качества образования в республике. Сегодня нужно повысить уровень требований по подготовке специалистов, поскольку от уровня их квалификации зависит уровень общего образования в РЮО.
– В Южной Осетии остро стоит проблема развития сельских школ. Актуальность этого вопроса связана не только с решением задач в узком образовательном сегменте, она имеет значение и с точки зрения сохранения села как такового. Как, на Ваш взгляд, следует решать эту задачу?
– Проблему развития сельских школ невозможно рассматривать в отрыве в целом от проблемы развития села. Здесь особенно остро стоят вопросы занятости молодежи в сельской местности, создания условий для обустройства молодых семей, поскольку прирост населения в селах, необходимый для увеличения контингента сельских школ, обеспечивается именно этой категорией. Считаю, что необходимо разработать комплексную программу развития села, направленную на поддержку сельского населения.
И.Тедеева