/Образование в районах: тенденции и проблемы

Образование в районах: тенденции и проблемы

В сфере образования районов Южной Осетии вот уже третий год проводится поэтапная модернизация, сочетающая элементы оптимизации с акцентом на развитии приоритетных направлений. Как отмечает заведующая отделом образования администрации Знаурского района Эльвира Габараева, основные усилия в школах района направлены на реализацию программы модернизации. При этом важнейшей задачей является развитие сегмента дошкольного образования, которое за последнее время приобрело статус полноправной образовательной системы.

Всего в районе 8 школ и 2 детских дошкольных учреждения, а также Дом детского творчества. По программе модернизации, вместо закрытой из-за неимения контингента Цорбисской средней школы в этом селе на базе прежней школы открыт детский сад, где сегодня насчитывается более 20 детей. Общая численность воспитанников детских садов Знаурского района в текущем году составила 125 человек. Однако, еще около 100 детей остаются вне рамок дошкольного образования.

Преобразования коснулись и Корнисской школы, которая реорганизована из неполной средней — в полную среднюю. Вахтанская неполная средняя школа, напротив, реорганизована в филиал Терегванской средней общеобразовательной школы. На базе Бекмарской средней школы открыта стажировочная площадка, где изучаются технологии, в данном случае сельхозмашины. Это тоже результат реализации программы модернизации.

«В целом год работы выявил как плюсы, так и минусы программы модернизации системы образования», — говорит Эльвира Габараева. В числе положительных сторон она прежде всего отмечает сохранение рабочих мест. Параллельно в результате проведенных реорганизаций происходит обмен опытом между коллективами, взаимообогащение традиций и другое. Вместе с тем, в числе основных проблем, с которыми районные учителя столкнулись в процессе преобразований, следует назвать туманную ситуацию со статусом школ, ставших филиалами. Как оказалось, не только работники этих образовательных учреждений, но и жители сел достаточно болезненно отнеслись к реорганизации.

Ведь каждая школа имеет свою историю и свои традиции, поэтому сельчане и учителя считают несправедливым лишать часть школ самостоятельности. Статус филиала также влечет за собой необходимость многочисленных согласований с базовой школой, включая оперативное предоставление и заверение необходимых документов, что создает дополнительные неудобства с учетом расстояния между образовательными учреждениями, расположенными в разных населенных пунктах. Недоумение учителей вызывает и система выпускных экзаменов, когда учитель, занимавшийся с учеником на протяжении девяти лет, имеет право присутствовать на них только в качестве ассистента. К тому же, в аттестате о неполном среднем образовании пишется, что выпускник, к примеру, окончил не Вахтанскую неполную среднюю школу, а Терегванскую. Проблемы возникают и при проведении внеклассных мероприятий. В случае с базовой школой и ее филиалом должен быть выработан единый сценарий, а это не совсем удобно для двух школ, так как детей иногда приходится везти в базовое учреждение, то есть в другое село, что не всегда находит понимание со стороны родителей. Директору базовой школы в какой-то степени из-за расстояния и времени трудно управлять филиалом.

В районном отделе образования, где были подведены итоги реализации программы модернизации, есть свое видение перспектив выправления сложившейся ситуации.

В первую очередь речь идет о том, чтобы пойти навстречу просьбам жителей села Вахтана и придать самостоятельный статус Вахтанской средней школе, передав больше полномочий завучу – филиалами руководят уже не директора, а завучи. При этом вместо должности завуча как руководителя филиала предлагается ввести должность заведующего филиалом.

Помимо этого, директор базовой школы должен пересмотреть план работы с филиалами. На этом фоне в районе ставят вопрос о целесообразности реорганизации Ногкауской школы в филиал Знаурской средней школы, которая должна произойти в ближайшее время.

МОДЕРНИЗАЦИЯ БЕЗ ИНТЕРНЕТА

Во многом схожие тенденции отмечены в сфере образования и Дзауского района. По словам начальника районного отдела образования Марии Битиевой, основной задачей системы образования района в первую очередь является дальнейшее внедрение нового образовательного стандарта. «Качество знаний остается не просто актуальной, а самой насущной задачей в современных условиях. Образование всегда отражает суть эпохи, инновационное развитие общества, конкуренция заставляет школы кардинально менять вектор своего развития. При этом особый приоритет определяется тремя ключевыми направлениями – учитель, технология и инфраструктура», — считает заведующий Дзауского роно.

В прошлом году первые классы в школах района перешли на новый образовательный стандарт, призванный обеспечить госгарантии качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

С нового учебного года на новый стандарт переходят и основные классы.

Работа по новому стандарту заключается в том, чтобы учителя учили учащихся не только путем предоставления знаний, но также помогали выработать навыки самостоятельного получения и обработки информации, освоения основ проектной деятельности. По словам Марии Битиевой, эта работа затрудняется, поскольку ни одна школа в районе не подключена к интернету, школы не в полной мере обеспечены компьютерами, интерактивные доски имеются только в 4 школах. «Без соответствующей инфраструктуры трудно перейти на новый образовательной стандарт», — говорит заведующая Дзауским роно.

Всего в систему образования района входит 8 общеобразовательных школ, где обучается 245 детей и 2 дошкольных образовательных учреждения. В Дзауском районе, как и в других административно-территориальных единицах Южной Осетии, в целом успели подготовить школы к новому учебному году. Однако остался ряд проблем. В частности, речь идет об отсутствии пожарной сигнализации в большинстве школ района. Кроме того, в Дзауской средней школе нет спортивного и актового залов, а также учебных мастерских, а в таких условиях затруднительно проводить полноценный образовательный процесс.

Программа модернизации, которая реализуется с 2015 года, позволила направить сэкономленные средства на создание экспериментальной площадки на базе Гуфтинской средней школы. Более того, с 1 июня 2017 здесь организована дошкольная образовательная разновозрастная группа.

Один из основных акцентов в работе Дзауского роно касается сохранения малых школ. «С 1992 года в Дзауском районе закрыто 22 образовательных учреждения. Это трагедия для района, поскольку в тех селах, где были закрыты школы, почти не осталось людей. Поэтому имеющиеся образовательные учреждения надо сохранить и продолжить работу в этом направлении», — подчеркивает Мария Битиева.

В русле этой политики она предлагает открыть новую школу в селе Карзман. Прежняя здесь разрушилась еще во время землетрясения, и все последние годы дети осетин, проживающие в этом селе вынуждены ходить в грузинскую школу в селе Перев.

Еще одной проблемой в сфере образования района является ситуация с Домом детского творчества. Дзауский ДДТ с 1991 года ютится в трех садово-огородных домиках, срок эксплуатации которых — всего 5 лет. Говорить о полноценной работе и развитии дополнительного образования в таких условиях, разумеется, не приходится. Положение могло бы измениться к лучшему в случае строительства Дома культуры, однако в Инвестпрограмму 2018-2019 годов данный пункт не был внесен, теперь большие надежды работники образования района возлагают на Инвестпрограмму 2020 года.

О. ГАГИЕВА