Чего ждать от нового учебного года?

В системе школьного образования РЮО в новом учебном году продолжится реализация ряда новшеств, направленных как на повышение качества образовательного процесса, так и внедрение новых подходов.

В мае прошлого года Министерством образования Республики был утвержден новый государственный стандарт начального общего образования, который будет вводиться поэтапно.

Новый стандарт состоит из трех групп требований: требования к структуре образовательной программы, к условиям реализации и к результатам освоения образовательных программ. От учителя требуется новый подход к обучению. Если раньше учитель давал готовые знания, умения и навыки, то сегодня главная задача учителя – мотивировать ребенка к познанию нового, не давать знания в готовом виде, а научить ребенка думать, добывать нужную информацию, применять полученные знания на практике.

Новый стандарт предполагает, что ученик должен уметь жить в информационном пространстве, владеть современными технологиями, наряду с изучением алфавита осваивать клавиатуру компьютера. Поэтому основная задача педагогов – уделять внимание подготовке учителя, работающего в соответствии с требованиями стандарта.

Усиливается и воспитательный потенциал школы за счет интеграции общего и дополнительного образования. В учебные планы добавилось 10 часов. Родители с детьми сами будут выбирать спортивные секции или творческие кружки, экскурсии и др. Во внеурочной деятельности будут обязательно прививаться навыки практической деятельности.

В рамках внедрения нового стандарта учителя прошли соответствующие курсы во Владикавказе, планируется и дальше работать в этом направлении, готовить кадровый потенциал для поэтапного перехода, по мере готовности школ, на требования нового стандарта. Окончательное внедрение нового государственного стандарта должно произойти до 2016 года.

По сообщению начальника Управления дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Нины Джиоевой, в этом году работа по новому стандарту продолжится в тех трех классах, которые перешли на него еще в прошлом году. «Новый стандарт предполагает дополнительные десять часов вне учебной деятельности, дополнительное образование по выбору учащихся. Так как речь идет о первоклашках, то учитель вместе с родителями определяет потребности детей, – на что отвести дополнительные десять недельных часов во второй половине дня. Дети должны иметь комнату отдыха, компьютеры в классе, интерактивные доски. И эта самая малость. В этом году дополнительно на работу по новым образовательным стандартам перейдут первые классы в 11 и в 12 школах. В прошлом году по новому образовательному стандарту работали первые классы трех городских школ – 2, 5 и 6 школы. В этом году они, естественно, перейдут во второй класс и продолжат работу по новому стандарту. Продолжается повышение квалификации учителей, переходящих на работу по новому стандарту. В частности, трое учителей начальных классов в этом году побывали на повышении квалификации в Москве. Подготовке кадров нами придается не меньшее значение, чем созданию соответствующих материально-технических условий», – отметила Нина Джиоева.

ВНЕДРЕНИЕ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОХОДИТ УСПЕШНО

В школах Южной Осетии продолжается работа по поэтапному переходу на обучение по полилингвальной образовательной программе национального образования. Программа разработана с учетом национальных особенностей, дает знания учащимся о своей этнической принадлежности, традициях и культуре, способствует формированию личности, обладающей национальным самосознанием. Школьникам прививаются чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение к ее истории, знание основных исторических событий развития государственности, знание истории и географии родного края, культурных и исторических памятников. Вместе с тем учащимся прививается уважение и принятие других народов (межэтническая толерантность), изучается общекультурное мировое наследие.

Как отметила Нина Джиоева, в прошлом учебном году помимо 4-го класса Цхинвальской школы-интерната, первых и вторых классов школ Цхинвальского района, на обучение по данной программе перешли первые классы средних школ №№ 1, 2, 5 и 6.

«Также продолжится работа по полилингвальной образовательной модели. По этой модели обучаются все начальные классы школ Цхинвальского района, они очень довольны результатами работы по этой образовательной модели, и в городских школах, помимо прошлогодних, новые классы откроются в 5 и 6 школах. В прошлом году по полилингвальной системе работала 1 школа микрорайона «Московский», 2 класса Лицея искусств, средняя школа № 5. Для них мы заказываем на свои средства бесплатный комплект учебников, т.е. для первоклашек. Они будут обеспечены полным комплектом учебников», – сообщила представитель Министерства образования.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Помимо других новшеств, продолжается и внедрение профильного образования в старших классах в 5, 6 и 2 школах, т.е. в больших школах, где есть параллельные классы. Цель профильного обучения состоит в том, чтобы в старших классах дети уже смогли сориентироваться в выборе профессии, и, соответственно, более углубленно изучали необходимые для этого предметы. Количество часов по выбранному профилю будет увеличено за счет других предметов, менее необходимых для сдачи экзаменов в высшее учебное заведение, куда намерен поступать старшеклассник. «Продолжит обучение в этом направлении шестая школа, у них пять профилей. В прошлом году на базе шестой школы у нас работал один пятый класс с углубленным изучением математики, мы предполагали, что соберем в этот пятый класс детей, которые проявили склонность к математике, со всех школ города и, возможно, Республики, но дети, да и родители сами не хотят отрывать своих детей от своих школ. Поэтому практически из трех параллельных классов в шестой школе был создан один математический класс. В этом году мы решили провести небольшую реорганизацию. Известно, что в учебном плане есть часы школьного компонента, так называемые факультативные часы. На какой предмет их направить, решает школа на педсовете. То есть это прерогатива самой школы. Мы рекомендовали отдать эти факультативные часы на математику. Дирекция школы согласилась с нашим предложением. Поэтому опять-таки из трех классов будут собирать учащихся, которые изъявят желание обучаться в классе с углубленным изучением математики», – сообщила Нина Джиоева.

Изменения коснулись и статуса негосударственного учебного заведения «Альбион». Теперь в этом году, на базе бывшей 7-й школы появится гимназия «Альбион» уже как государственное образовательное учреждение. Следует отметить, что гимназия предполагает повышенный уровень образования. В гимназии «Альбион» акцент планируется делать на углубленное изучение английского языка, информатики и.т.д.

Новый учебный год для 2-й и 6-й средних школ начнется с интересного эксперимента. Дело в том, что по инициативе общественной организации «Братство» во всех классах этих школ устанавливается видеонаблюдение. Камеры появятся также в коридорах школ и лестничных пролетах. По введению видеонаблюдения разработано целое положение. Доступ к данным видеонаблюдения будет строго ограничен, никто, кроме дирекции школы, не сможет получить доступ к ним. Изначально предполагается, что информация, полученная в ходе видеонаблюдения, будет носить сугубо конфиденциальный характер и не появится в виде роликов в интернете и социальных сетях. В противном случае речь будет идти о нарушении закона со всеми вытекающими последствиями.

Может измениться и внешний облик учащихся школ Республики. Министерство образования также разработало положение, содержащее требования к школьной одежде, которое было разослано по школам. Теперь средние учебные заведения сами, внутренними локальными актами, будут конкретизировать, какую форму одежды они выберут, поскольку на сегодняшний день имеется большой выбор школьной одежды.

В Министерстве образования мы узнали и другую новость, которая, безусловно, носит позитивный характер. По информации ведомства, в этом году впервые порог школ Республики переступят 657 первоклашек, что на 50 человек больше, чем в прошлом году. Года через два ожидается еще большее количество первоклассников. Делать подобные прогнозы Министерству образования позволяет тот факт, что детские садики переполнены, особенно ясельные группы.

Небезынтересно отметить, что в этом году в школы пойдут дети, родившиеся в год признания независимости Южной Осетии и наступления долгожданного мира. Не исключено, что увеличившееся, хоть и не очень значительно, число детей в детских садах и в первых классах также является косвенным следствием произошедших положительных перемен.

А. ГЕРГАУЛОВА