Жизнь как рулетка, или о доминанте вечных ценностей

Август 2016 года оказался удачным для зарождающегося осетинского кинематографа – из чешских Карловых Вар пришла приятная новость о победе картины молодого осетинского режиссера Алана Догузова в 1-м Международном христианском кинофестивале. Короткометражный фильм «Воскресение» получил высокую оценку жюри и единогласно был признан лучшей лентой из числа представленных.

Жюри кинофестиваля по достоинству оценило и режиссерский замысел фильма, и актерское исполнение. «Мы единогласно выбрали фильм, который, на наш взгляд, соответствует заявленной концепции фестиваля в этом году. Это талантливая работа, выдержанная в своем жанре, – фильм снят с неослабевающим чувством ритма от начала до самого конца», – говорится в письме жюри режиссеру фильма, переданному вместе с призом.

Собственно, сам фильм был снят в 2014 году и уже получил множество призов, в том числе специальный приз жюри кинофестиваля «Золотой феникс», приз жюри Международного кинофестиваля детективных фильмов, сериалов и телепрограмм DetectiveFEST, диплом в номинации «Игровой фильм». Кроме того, он был номинирован на международном кинофестивале «Сталкер», а также участвовал в XXII открытом кинофестивале «Святая Анна».

К сожалению, сам режиссер не смог принять участие в церемонии награждения из-за проблем с получением визы. Однако, по словам Алана Догузова, на следующий год его пригласили вновь принять участие в фестивале, но уже в качестве члена жюри, как победителя 1-го Международного христианского кинофестиваля.

По словам режиссера, Алана Догузова, значительную роль в создании картины сыграл оператор-постановщик Алан Касоев, взявший на себя всю техническую часть работы.

В фильме всего два персонажа, которые в силу определённых обстоятельств оказываются в подвале, где должны сыграть в так называемую «русскую рулетку», чтобы решить конфликт, возникший между двумя уличными группировками в одном из российских городов, между местной националистически настроенной молодежью и приезжей кавказской. Ситуация, достаточно часто встречающаяся в повседневной действительности. Однако режиссеру и актерскому составу удалось сквозь призму судьбы своих героев затронуть гораздо более широкий пласт межличностных, межэтнических социальных проблем. Можно сказать, что в фильме «Воскресение» они приобрели некоторое философское звучание. Столкнувшись с реальностью смерти, главные герои начинают приходить к осознанию простых, но вечных истин, постепенно признавая тленность и бессмысленность тех рамок и стереотипов, которые навязываются человеку средой, окружающей его, и заставляют действовать вопреки голосу совести и собственной шкале ценностей.

Так и случилось с Романом, роль которого сыграл звезда сериалов «Барвиха» и «Чемпионки» Родион Галюченко, и Асланом – Ацамазом Байкуловым, сыгравшим ранее в сериале «Правила угона».

Перед лицом смерти, раз за разом приставляя к виску револьвер, в барабане которого сперва был один патрон, затем второй и третий, не оставляя шансов избежать фатального исхода, они не сразу, но признают, что конфликты между ними не имеют под собой серьезных оснований. Встретившись в иной реальности, они бы стали хорошими друзьями, однако сейчас вынуждены следовать воле толпы, среды, в которой выросли, и чье одобрение стараются заслужить. Хотя при этом признают всю абсурдность возникших противоречий и осознают, что разницы между ними нет никакой, у них общие взгляды на жизнь, одни и те же человеческие ценности и жизненные приоритеты. Фильм завершается на трагической, минорной ноте – несмотря на отчетливое понимание этих истин, герои все же оказались не в силах разорвать порочный круг, и один из них погибает, став очередной жертвой навязанных им извне предрассудков.

Фильм Алана Догузова несет сильное гуманистическое начало, обращая внимание зрителя на первичность извечных человеческих истин и ценностей, того духовного начала, которое делает человека демиургом собственной жизни. В принципе, здесь можно увидеть иное прочтение той дилеммы, которая стояла перед Раскольниковым: «Тварь ли я дрожащая, или право имею». Перед героями Алана Догузова тоже встал тот выбор, но с совершенно противоположной морально-нравственной парадигмой.

Короткометражный художественный фильм «Воскресение» был снят по мотивам рассказа американского драматурга Ивена Хантера.

«Адаптировав сценарий к нашему быту, я поставил в основу востребованную в наши дни историю. Разбираясь в отношениях общества, в котором живут герои картины, стало необходимым присутствие Бога. И тогда всё встало на свои места. Ведь каждому важно и можно изменить свою жизнь посредством голоса друга или услышать Бога в себе – главное, чтобы не было слишком поздно», – говорит режиссер.

Режиссер, киносценарист и продюсер, основатель студии фильмов FARN MOVIE, заслуженный артист Республики Северная Осетия – Алания Алан Догузов фактически стал вторым осетинским режиссером после Владимира Валишвили, получившего главный приз Венецианского фестиваля в середине прошлого века.

В целом лето 2016-го выдалось для молодого режиссера урожайным на успешные премьеры. Его другая картина «Соврешь – умрешь» также получила высокую оценку в процессе показа в рамках Германо-Российского фестиваля, проведенного в день празднования Дня России в Германии.

Изначально российский кинематограф в немецкой столице должна была представлять другая картина, но после предпремьерного показа фильма в Центральном доме литераторов Москвы посчитали, что режиссерская работа Алана Догузова наиболее ярко отображает дух действительности и раскрывает много злободневных тем. Фильм снят по пьесе известного российского писателя Юрия Полякова «Одноклассники». Картина затрагивает ряд сложных социальных вопросов современного общества. Это сложная социально-психологическая драма, собравшая людей самых разных слоев общества – спившегося поэта, священника, олигарха, австралийского эмигранта, школьную учительницу и красавицу-блондинку. Сам Алан Догузов исполнил в фильме роль священника.

Свой путь к режиссерской и актерской карьере выпускник Высшего театрального училища имени М.Щепкина начал еще в годы учебы в Москве. Его первым актерским дебютом стал фильм «Тайный знак» режиссера Нурбека Эгена. После училища Алан Догузов три года проработал в знаменитом цыганском театре «Ромэн», продолжая активно сниматься в кино.

В 2006 году он становится членом Гильдии актеров России. Затем известный российский кинорежиссер Олег Фомин пригласил молодого осетинского актера на роль Эйтера в киносериале «Молодой волкодав». Позже Алан играл в киносериале «Капитанские дети» в роли Жана Франсуа (режиссер Владимир Никифоров). Также талантливый молодой актер был приглашен в кинокартину «Такая служба, такая жизнь» на роль Тимура.

В фильмографии Алана Догузова также роли в фильмах – «Парни из стали», «Цвет неба», «Повезло вам», «Десантура», «Голос матери» (Алан Догузов исполнил в фильме одну из главных ролей) и другие.

В 32 года Алан уже успел сняться более чем в 20 фильмах и сериалах, продолжив успешный путь на этом поприще матери – известной актрисы, народной артистки Северной Осетии Замиры Меликовой.

В творческой биографии Алана Догузова не только роли в театре и кино, но и снятые им самим кинофильмы, которые заставляют задумываться зрителя о многих нравственных качествах.

В планах молодого режиссера и его друзей – создание фильма о событиях 2008 года в Южной Осетии.

По словам Алана во время нападения грузинских агрессоров на Южную Осетию в августе 2008 года он находился на съемках киносериала «Черный ангел». «Все эти бесчеловечные кровавые события меня потрясли как человека и прежде всего как осетина. Долго переваривал эту трагедию в себе, и, изучая многие факты, встречаясь с участниками этой войны, у меня родился сценарий, который я назвал «Улица героев», где описал жизнь небольшой улицы в Цхинвале, ребят, которые там родились и выросли. Главный герой Инал вернулся из госпиталя после августовской войны и на месте своего дома и своего города он находит развалины. Он вспоминает, как унесла война жизнь его родных, близких, друзей, мать, любимую девушку.

«Я хотел открыть один вопрос: сможет ли человек жить с этим камнем на сердце? Миссией любого художественного фильма является решение хоть одной маленькой проблемы. Через судьбу Инала мы должны понять, какие чудовищные последствия оставляет после себя война, и ценить мир на земле», – говорит режиссер.

Его друг и единомышленник Алан Касоев в свою очередь считает, что в этом фильме мир должен увидеть собственно осетинский взгляд на эту тему. При этом, исходя из принципиальных соображений, съемки фильма планируются на территории Южной Осетии. «Будем обращаться за поддержкой к руководству РЮО, поскольку скоро будет десятая годовщина грузинской агрессии 2008 года», – подчеркнул Алан Касоев.

Ну, и на ближайшую перспективу планируется вместе с Министерством культуры провести большую премьеру фильма «Соврешь, умрешь» в Южной Осетии.

А. ГЕРГАУЛОВА