Возвращение к музыкальным истокам

Музыкальная культура является частью культуры общества. Развиваясь под влиянием общественных устоев, она непременно воплощает в себе традиции отражающие особенности национального характера. В современных реалиях интересы общества в отношении музыкальной культуры крайне разносторонние.

Возвращаясь к традиционному музыкальному инструментарию осетин, заметим, что редко какое торжество, в том числе и свадьба, обходится без такого любимого в Осетии, да и на всем Кавказе инструмента как гуымсæг (барабан). Удивительно сочный в ритмическом отношении гуымсæг стал одним из полноправных участников торжеств.

Будь то выступление хореографического ансамбля, участие в фестивальных мероприятиях или радушный прием хозяев на традиционных дзуарыбон, свадьбах, крестинах и т.д. В кажущейся легкости исполнения кроется труд и высочайшее мастерство. Только одаренные ритмическим слухом люди могут стать истинными виртуозами-долистами.

В осетинской ритмике сочетаются различные синкопированные фигуры с триолями. Такой метроритм характерен для танцевально-инструментальной музыки. «Инструментальная музыка (цагъд) предназначена главным образом для сопровождения танцев», – так характеризуется в музыкальной энциклопедии инструментальная музыка с использованием ритмических функций гуымсæга. Здесь же дается следующее описание этого поистине замечательного инструмента. «Гуымсæг (осет.), доули (груз.), дхол (арм.), нагара (азерб.) – двусторонний барабан. По мембранам из кожи ударяют пальцами обеих рук или двумя палочками. Мембраны натягиваются ремнями или шнурами. Родственный инструмент накара (персид.). Распространен в странах Азии, Африки, в СССР – в республиках Закавказья и Средней Азии. Используется в ансамблях и оркестрах народных инструментов». Такое скупое описание инструмента не сбивает с толку истинных ценителей гуымсæга. Возможности инструмента весьма широки – от легкого постукивания пальцами, которые задают тон, фон, до радостного «там-там», возвещающего победу, праздник, вызывающего в слушателях желание непременно пуститься в пляс.

Описывая триумфальный успех осетинской хореографической школы за пределами Осетии, в своей книге «Об осетинской хореографии» прославленный хореограф Мэлс Мухтарович Шавлохов, отмечая значительный вклад в развитие осетинского танца хореографов разных поколений, выделяет мастерство инструменталистов, в том числе барабанщиков. Таких, как заслуженный артист ГССР Александр Валиев, Казбек Алборов, Урсамбек Гучмазов, Гарик Кудзиев, Гоча Казиев и многих других.

Класс долистов во второй музыкальной школе им.П.Битиева ведет Гоча Казиев. Виртуоз-исполнитель, педагог-энтузиаст он собрал талантливых мальчишек. Г.Казиев делится с детьми секретами мастерства, воспитывает в них бережное отношение к традициям, умение подать красоту национальных ритмов легко и красочно.

За последние несколько лет наблюдается резкий рост интереса молодых людей, чаще именно школьников к доули (гуымсæг). Сразу несколько учебных заведений открыли классы игры на гуымсæге. В Лицее искусств и Дворце детского творчества преподает Алан Багаев, выпускник музыкального училища им.Ф.Алборова по классу аккордеона.

Алан за свои 30 лет накопил большой опыт игры не только на аккордеоне, но также и на гуымсæге. Профессионал, отличный музыкант, трудолюбивый и терпеливый учитель. Его ученики принимают участие во всех школьных и городских мероприятиях. «У меня в работе всегда готовы два концертных номера, – говорит Алан, – интерес к этому инструменту очень возрос. На данный момент самая большая проблема – это инструменты. Хороший ученический барабан стоит 6-7 тысяч рублей. Не все могут себе позволить такую покупку. Нередко в группе из 8-10 учеников я могу одновременно заниматься только с тремя – четырьмя учениками. Урок действительно интересен тогда, когда дети слушают друг друга. Они занимаются с таким терпеливым упорством, что это только радует».

В конкурсе «Стъалыты ферттывд» ученики Алана братья Сиукаевы прошли в третий тур. К Алану братья обратились со своими заготовками, но понадобились часы занятий для лучшего результата. Алан уверен, культура игры на гуымсæге, по сравнению с прошлыми годами, на большом подъеме. Это результат, который следует закрепить. «В Северной Осетии есть группа «Сила звука». У ребят целые концертные номера. Мы тоже можем организовать такую группу. Почему бы не создать отдельный ансамбль, не сделать программу, выступить. Это ведь лучше, чем дети будут бездельничать на улице. Пусть посещают кружки. Они потом никогда не останутся без работы, если действительно хорошо будут играть на этом инструменте», – отмечает Алан.

В том, что молодежь в Осетии талантливая, Алан не сомневается. Как музыкант и как учитель, он считает, что культура игры на барабане, это прежде всего часть общей культуры народа. В возрождении интереса к народным инструментам есть какая-то, навеянная временем, надежда вернуться к истокам. Гуымсæг на данном этапе способен объединить вокруг себя людей способных, талантливых, для того, чтобы острым ритмом и звуком открыть красоту и прелесть осетинской музыкальной культуры, в том числе танцевальных осетинских мелодий. Народный танец и песня, являясь органической частью общекультурного древа любого народа, становятся опорой в угрожающе возрастающем влиянии безвкусия и бескультурья.

Тамара КОТОЛОВА