Вокалистка из Цхинвала о «Романсиаде» и первых шагах в мир большой музыки

Выпускница цхинвальской музыкальной школы-студии «Бонварнон», студентка Санкт-Петербургс-кой государственной консерватории имени Римского-Корсако-ва Анна Козаева стала лауреатом международного конкурса исполнителей русского романса «Гатчинская Романсиада».
Данный творческий проект представляет собой отборочный этап для прохождения в финал международного конкурса, который традиционно проходит в Москве. Первая «Романсиада» состоялась в 1997 году по предложению пианистки, музыковеда, заслуженной артистки России Галины Преображенской, выдвинувшей идею создания конкурса молодых исполнителей русского романса в качестве альтернативы засилью поп-культуры. Одним из первых лауреатов «Романсиады» стал Николай Басков, после него конкурс открыл дорогу на большую сцену многим ныне известным артистам.
Помимо Гатчины, региональные этапы конкурса проходят в Копенгагене (Дания), Сан Марино, Бишкеке (Киргизия), Шымкенте (Казахстан), Гомеле (Белоруссия), Софии (Болгария), Гамбурге (Германия) и в других городах, собирая огромное количество участников под патронажем министерства культуры РФ и правительства Москвы.
Анна Козаева стала победительницей в номинации «Молодые исполнители», в которой принимали участие артисты театров и концертных организаций, а также студенты творческих учебных заведений в возрасте от 17 до 26 лет. Кроме того, она одержала победу в специальной номинации – «Лучшее актёрское прочтение романса».
По ее словам, для молодых исполнителей конкурс представляет собой бесценную школу жанра, возможность пройти мастер-классы и получить консультации от лучших пианистов-концертмейсте-ров России.
«Пропагандируя лучшие образцы отечественной и зарубежной культуры, преемственность поколений в искусстве, конкурс способствует воспитанию молодёжи на выдающихся произведениях музыкально-поэтического искусства, помогает открывать новые таланты», – отмечает молодая исполнительница.
Принять участие в «Романсиаде» Анну побудила ее преподаватель – солистка Мариинского театра Наталья Евстафьева. Она же помогла подготовить выступления для конкурсной программы. В частности, в первом туре юная вокалистка исполнила известный русский романс А. Варламова «Давно ль под волшебные звуки», а во втором – романс салонного жанра «Я ехала домой» М. Пуарэ.
Непростой путь в необъятный мир музыки для Анны начался с цхинвальской музыкальной школы-студии «Бонварнон», куда ее отдала мама, заметившая музыкальные способности дочери.
«Там я познакомилась с Аленой Алихановной Тедеевой – директором школы-студии, она стала человеком, открывшим для меня удивительный мир музыки и перевернувшим всю мою жизнь. Уроки с ней я запомню навсегда. Большой вклад в развитие моих способностей также внесла первый преподаватель по вокалу Анна Алановна Чочиева, с помощью которой я раскрыла свои вокальные данные. Несколько лет мы давали концерты в школе-студии, получив бесценный опыт», – вспоминает Анна.
Решив связать свою жизнь с музыкой, будущая певица стала искать преподавателя по академическому вокалу, им стала Жанна Гагиева, директор Цхинвальского музыкального училища. С ее помощью она подготовила программу для поступления в музыкальное училище имени Римского-Корса-кова в Санкт-Петербурге.
По окончанию училища юная вокалистка продолжила учебу в Санкт-Петербургской государст-венной консерватории имени Римского-Корсакова, на вокально-ре-жиссерском факультете, в классе преподавателя сольного пения солистки Мариинского театра Натальи Евстафьевой.
На сегодняшний день преподаватели консерватории характеризуют голос Анны как крепкое сопрано, что позволяет ей разучивать партии Татьяны из оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, Дуняши из оперы «Царская Невеста» Римского-Корсакова и многое другое.
«Я поступила в музыкальное училище имени Римского-Корса-кова в 15 лет, в этом возрасте сложно пока говорить о тембре голоса и его дальнейшем развитии. Меня начали вести как высокое сопрано, с годами голос крепчал, и постепенно спускался вниз, поэтому мне доверили уже партии крепкого сопрано. Было много сложностей с постановкой голосового аппарата, но под чутким руководством мастеров Петербургской вокальной школы обучение дало результат», – говорит Анна.
Вокалистка из Цхинвала отдает предпочтение русской, немецкой и итальянской музыке, в первую очередь произведениям Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Вагнера, Верди, Пуччини, Масканьи и др.
Анна не желает останавливаться на достигнутом. В будущем, по мере дальнейшего раскрытия ее вокальных данных до полноценного драм-сопрано мечтает спеть партию Тоски из оперы «Тоска» Пуччини, и Лизы из оперы «Пиковая Дама» Чайковского.
В ее планах также провести концерт в Цхинвале. «Я всегда рада выступить для своего народа, и если будут приглашения, обязательно их приму!», – отмечает Анна.
А. ГЕРГАУЛОВА