«Величественная музыка Жанны Плиевой»

22 января на 75-ом году жизни после продолжительной болезни ушла из жизни яркий представитель музыкальной культуры мирового уровня, выдающийся композитор и пианист, педагог, народная артистка Южной Осетии (2018), лауреат Государственной премии России (2002), заслуженный деятель искусств РСО – Алания (1989) Жанна Плиева. В феврале в республике планировали широко отметить юбилей музыканта.
Творчество Плиевой многообразно и многожанрово. Кавказские и европейские культурные традиции тесно переплелись в музыке композитора. Основные темы и образы сочинений её – Земля, Космос, осмысление земной красоты, восхищение мудростью законов природы. Своеобразие и уникальность художественного стиля Плиевой заключено в соединении эпической образности национальной культуры Осетии, и вулканического темперамента. Это влечет за собой склонность к сильным эффектным контрастам, острой конфликтной драматургии и насыщенности тембровых красок.
Композитор Тихон Хренников писал: «Я всегда с большим интересом слушал симфонические и фортепианные сочинения Жанны Плиевой. Она устремлялась к новому, не отрываясь от родной почвы. Использовала арсенал новейших композиторских средств, оставаясь верной традиционной музыке. Уверен, что осетинская музыкальная школа – одна из самых ярких национальных российских школ…».
Сама композитор на вопрос о том, что же несет в себе её музыка, отвечала просто: «Любовь» … Для того, чтобы почувствовать любовь, не нужны слова. В своих произведениях Жанна Плиева делится своими переживаниями. «Я играла, и зрители плакали… Разве может быть по-другому, когда ты говоришь о самом сокровенном, говоришь с людьми языком своей музыки?!», – с волнением в голосе говорила она. И это, по мнению многочисленных почитателей, самое прекрасное в её творчестве – абсолютная, неприкрытая искренность композитора, творца и замечательного человека.
В жизни талантливого композитора было много наград престижных творческих конкурсов:
1.Гран-при; приз музыкантов оркестра, приз публики в международном блицконкурсе композиторов “Посвящение Моцарту” за оркестровую пьесу «Sospeso» (Москва, 2006);
2.Специальный приз II международного конкурса произведений для двух фортепиано за пьесу «Мираж» (Токио, 1993);
3. III премия во Всесоюзном конкурсе композиторов за Вторую симфонию (Москва, 1976).
4. Ж. Плиева написала музыку к анимационному фильму «Волшебная свирель» (режиссера М. Тумеля, Беларусь) была удостоена “Золотого витязя” на IX международном кинофоруме “Золотой витязь” (2000).
5. Гран-при международного фестиваля анимационного кино “Золотая рыбка” (1998).
6. Первой премии на Всероссийском фестивале анимационного кино в Тарусе (1999). Ее произведения исполнялись и исполняются лучшими оркестрами Европы и России. «Праздничную» увертюру дирижирует маэстро Валерий Гергиев. В скором времени В. Гергиев обещает показать балет «Фатима» Ж. Плиевой в Театре оперы и балета во Владикавказе.
7. В 2002 году Плиева получила Государственную премию РФ за балет “Небесное зеркало”, написанный по героическому нартскому эпосу осетин, который был поставлен на сцене Государственного обрядового музыкального театра «Арвайдæн».

«Прерванный полет», или послание будущим поколениям
Огромное влияние на Ж. Плиеву как музыканта оказал ее дядя – известный композитор – Христофор Плиев. Она с детских лет жила в мире музыки. Наследниками композиторского рода Плиевых стали и брат Валерий, и сын Артур, который окончил Московскую консерваторию, но не смог реализовать свой творческий потенциал в полной мере, ввиду трагической гибели.
Он был многообещающим молодым композитором, учеником Тихона Хренникова – знаменитого советского и российского композитора. Артур сочинял музыку в различных жанрах, в том числе песни, камерные и симфонические произведения, музыку к кино, включая во многие свои произведения традиционные осетинские мотивы. Свою боль Жанна выразила в концертной программе «Разговор сына с матерью», которую зрители смогли услышать в 2006 году в московском Доме композиторов.
В ноябре 2010 года на фестивале «Московская осень» в ее исполнении прозвучала композиция “Прерванный полет”. О первой части “Плач матери” она когда-то сказала: “Нет ничего страшнее плача матери. Словами невозможно передать чувства, которые испытываешь, потеряв близкого человека”.
Родилась Жанна Плиева в Цхинвале 10 февраля 1948 года. Ее музыкальные способности проявились очень рано, обладала незаурядной фортепианной техникой, свободно читала ноты с листа. Уже в 12 лет два сезона подряд была концертмейстером в театре. А в годы учебы в училище г. Орджоникидзе появились первые произведения будущего композитора. Затем она продолжила учебу в Ленинградской консерватории на фортепианном и композиторском отделениях.
После окончания консерватории в 80-ые годы Плиева занимается педагогической деятельностью. Будучи директором музыкального училища выпустила огромную плеяду педагогов музыки. Результатом личной инициативы композитора и ее значительных усилий стало открытие нескольких новых отделений в ЦХУ.
Первым ее шедевром стала Первая симфония (1973). В музыкальной фактуре симфонии переплелись европейский стиль симфонизма и осетинский национальный колорит. Стихия родной музыки, европейское симфоническое творчество и собственные музыкальные находки – вот романтический триптих стилистических особенностей данной работы. Все это позволяет говорить о Первой симфонии как о новой ступени в становлении осетинского симфонизма. На премьере, которая состоялась в Концертном зале им. П.И. Чайковского, в аннотации сообщалось о новаторстве партитуры и новых средств оркестровой выразительности. Всего композитором создано 7 симфоний.

Первое крупное вокальное произведение Плиевой – вокальный цикл «Из осетинского эпоса» (1977) написан на тексты из нотного сборника народных песен, собранных выдающимся фольклористом Б. Галаевым. Это не цикл романсов в обычном значении, а два раздела лишь условно разделённые друг от друга. После исполнения произведения в Москве, в журнале «Советская музыка» было отмечено: – «Двухчастный цикл слит в едином драматическом потоке, хотя внутри него много контрастов, ускорений, пауз, делающий музыку живой, пульсирующей». Данный цикл можно считать переломным в творчестве Плиевой, поскольку она стала выходить за рамки инструментализма и обращаться к вокалу. Это означало расширение жанрового диапазона ее творчества.
Детям адресована первая опера-сказка Плиевой «Дети солнца», в основу которой легла пьеса Г. Дзугаева «Дети солнца». Здесь мотивы и идеи народных сказок обретают новый, более сложный и глубокий смысл, а голос автора звучит как голос народной мудрости, говорящий о вечных ценностях бытия. Солнце – великий источник всего живого на земле – помогает победе добра и торжеству радости. Все персонажи оперы: медведь-Арсой, заяц-Тагубег, олень-Сагуй, волк-Кæрæфби, дракон-Фидакуз, козленок-Дзабо, лягушка-Батуза наделены живыми рельефными образно-художественными музыкальными характеристиками. Их дополняют лаконичные инструментальные эпизоды характеризующие лесную чащу, летнюю ночь, логово дракона, солнце и другое.
Жанна Плиева – автор 7 симфоний; 3 балетов («Фатима», «Страсти по Эдему», «Арвайдæн»); 4 концертов; Хоровой диптих «Adagio» и «Allegro moderato»; Дуэт для виолончелей – попурри на кавказские темы; вокальный цикл «Из осетинского эпоса»; Электроакустические фрески «Аланы»; «Нартский гимн для хора и органа», и огромного количества камерных вокальных, камерных инструментальных, хоровых сочинений, музыка к спектаклям, фильмам.
Именем Плиевой названа ЗВЕЗДА в созвездии Водолей. Для этого Минкультуры РЮО обратилось в «Роскосмос». Плиева стала первой женщиной в Южной Осетии, именем которой названа звезда.
Жанна ЦХОВРЕБОВА