Творчество Дудара Хаханова – достояние, неотделимое от духовной жизни народа

Заслуженный деятель искусств России, Северной Осетии и Грузии, кандидат искусствоведения, лауреат премии им. Коста Хетагурова – это Дудар Хаханов.

Будущий композитор родился 4 июля 1921 года в Цхинвале в музыкальной семье: отец Дудара, Соломон Хаханов, был профессиональным музыкантом, кларнетистом, дирижером, руководителем духового оркестра; дядя, Борис Цховребов, – актером и гармонистом. Окруженный музыкальной атмосферой, мальчик в детстве научился играть на нескольких музыкальных инструментах, был активным участником музыкальных самодеятельных коллективов, ходил на занятия в музыкальную школу. В 1937 – 1940 гг. он был артистом оркестра Юго-Осетинского государственного драматического театра им. К. Хетагурова. На отлично окончив музыкальную школу по классу скрипки (на экзамене выпускник сыграл Концерт для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона), Дудар в 1940 г. поступил в Тбилисскую государственную консерваторию им. В. Сараджишвили как скрипач. Годы войны прервали обучение юноши, он вернулся в Цхинвал, где в 1942 – 1947 гг. был заведующим музыкальной частью Юго-Осетинского драматического театра. Одновременно работал преподавателем в детской музыкальной школе. Молодой человек не только играл сам в театральном оркестре, но и стал сочинять музыку, оформляя спектакли. Композиторский дар проявился отчетливо, поэтому после войны Дудар Хаханов, решив продолжить обучение в консерватории, поступил не на исполнительское, а на теоретико-композиторский факультет Тбилисской консерватории по классу композиции профессора И.И. Туския.

По окончании консерватории в 1947 г. молодой специалист включился в процесс формирования национальной музыкальной культуры: исполнительской и композиторской.

В 1952 – 1954 гг. Хаханов работал художественным руководителем Северо-Осетинского государственного ансамбля песни и танца. С 1954 по 1957 год он был художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии, одновременно в 1955 – 1958 гг. работая преподавателем теоретических дисциплин 2-го музыкального училища в Тбилиси.

О результативности работы молодого худрука говорили успешные концертные выступления коллективов, в частности, триумфальное участие Юго-Осетин-ского ансамбля песни и танца в Декаде осетинского искусства в Тбилиси в марте 1957 г. Газета «Заря Востока» писала: «В дни Декады большим успехом пользуются концерты Юго-Осетинского государственного ансамбля песни и танца под управлением Дудара Хаханова. Осетинские певцы и танцоры демонстрируют высокую технику исполнения, хорошее понимание народного песенно-танцевального творчества».

В 1958 г. он продолжил учебу, стал аспирантом Тбилисской консерватории, после которой в 1961 г. вернулся на прежнюю работу в госансамбль песни и танца Южной Осетии.
Дудар Хаханов в 1961 г. стал председателем правления Союза композиторов Северной Осетии, и до 1968 г. трудился на этом поприще.

В 1972 г. он защитил диссертацию кандидата искусствоведения по теме «Осетинские народные песни». С этих пор свою композиторскую деятельность музыкант стал совмещать с исследовательской: работал старшим научным сотрудником Северо-Осе-тинского научно-исследователь-ского института истории, филологии, экономики.

В 1986 г. он возвращается в ансамбль песни и танца «Симд» – художественным руководителем, где проработал до 1988 г.

Хаханов был депутатом Цхинвальского горсовета, членом Ревизионных комиссий Союзов композиторов РСФСР и СССР.

Для коллективов, в которых работал Хаханов, были написаны первые сочинения композитора, получившие широкое признание публики. Это Концерт для скрипки с оркестром, оратория «Певец народа» на стихи Г. Дзугаева, сольно-хоровые песни «Чызгай» на стихи Г. Дзугаева, «Мæ бæлон» на стихи В. Цховребова, обработки осетинских народных песен «Чепена», «Дади», «Сидзæргæс».

Композитор собирал и изучал осетинский музыкальный фольклор, публиковал нотные сборники и научные статьи, среди последних - «Лады осетинской народной песни», «Мелодии осетинских нартовских сказаний»,

«Осетинские народные песни на стихи К. Хетагурова». Как составитель и редактор, музыкант подготовил к изданию несколько нотных сборников, в том числе он выпустил книгу «Ирон зарджытæ Фыдыбæстæйы Стыр хæсты хъæбатыртыл» («Осетинские песни о героях Великой Отечественной войны»).

В композиторском творчестве Хаханов проявил себя как масштабный и разносторонний автор: писал во всех музыкальных жанрах – песни, оратории, пьесы, оперы и симфонии.

Многие осетинские композиторы мечтали о создании национального балета, но лишь Д. Хаханову удалось не только завершить работу с либреттистами, написать партитуры сочинений, но и довести сочинительские замыслы и постановочные труды до реальных сценических версий.

Композитор выступал и как симфонический дирижер с исполнением своих сочинений. Неординарность мышления привела Д. Хаханова к созданию Концерта для осетинской гармоники с оркестром. Вот уже полвека это сочинение остается одним из наиболее популярных произведений композитора.

Музыкант внес значительный вклад в национальную культуру, в частности, в развитие академической музыки, музыкально-исполнительского искусства, науки о фольклоре. Яркость музыкального таланта, энергия и трудолюбие сочетались в художнике с любовью к Осетии и ее народу. За Вторую симфонию «В. И. Ленин» Д. Хаханов был удостоен Государственной премии Северной Осетии им. К.Л. Хетагурова.

Песни и кантаты, инструментальные пьесы и симфонии, хоры и концерты Д. Хаханова звучат современно, представляют собой художественное достояние, неотделимое от духовной и жизни этноса.

Подготовила К. БАГАЕВА