Три жены Урузмага – миф и история

Эпическое сказание осетинского народа «Нартский эпос» и сегодня, спустя века, вызывает пристальное внимание современных исследователей. Порой возникают новые, интересные трактовки того или иного сюжета сказания. Каждое новое прочтение имеет право на существование, каким бы спорным оно не казалось. Представляем вашему вниманию трактовку одного из интересных сюжетов сказаний о нартах.

Выдающийся ученый В.И. Абаев писал: «Действительность властно вторгается в мифы и именно поэтому всякий народный эпос – это не только собрание мифов и сказок, но и ценный исторический источник. Нартовский эпос дает благородный материал для двухаспектного комплексно-экзегетического подхода. В нем многогранно и причудливо сочетаются и переплетаются мифы и история». Это высказывание великого ученого дает возможность любому исследователю скрупулезно оценивать все и находить в устном народном творчестве элементы реальной действительности.

Сейчас перед нами очень интересный вопрос, связанный с тремя женами одного из центральных персонажей сказания о нарте Урузмаге. Одним из эпизодов цикла о Урузмаге является его женитьба на родной сестре Сатане (Шатане). Женитьба брата на сестре – уникальное явление, ведь инцест был совершенно неприемлем в Осетии, где даже дальние родственники считались родными и браки между ними строго запрещались. В таком случае удивительно, что заставило Урузмага жениться на своей сестре, когда у него была уже жена красавица Елда из фамилии Алаговых?

Об этом браке Абаев пишет: «Их брак – древний мифический образ, значение которого мы уже не можем полностью уяснить». И можно ли после этого искать в этом браке какие-либо реальные черты? Об этом следует серьезно поразмыслить, и еще есть вопросы: почему из Нартов никто не последовал его примеру, а если это было непристойно, почему его из этого общества никто никогда не упрекнул? Хотя есть притча об осле, но это не ответ и не может считаться определением данного интересного явления. Все эти животрепещущие вопросы требуют своего разъяснения и на них следует остановиться весьма подробно.

Женитьбой Урузмага на своей сестре Сатане заинтересовались крупнейшие ученые В. Абаев и Ж. Дюмезиль. Они дали этому удивительному явлению свою трактовку, но эти версии явно противоречивы и на них следует остановиться подробно.

Итак, мнение В.И. Абаева: он считает, что Урузмаг и Сатана являются первой человеческой парой, как Адам и Ева, Яма и Ями, Ими и Иимак. И поскольку это была первая человеческая пара, им обязательно надо было соединиться, и они соединились. Совершенно другого мнения придерживается крупный французский нартовед Жорж Дюмезиль. Его мнение: как известно, нарты делились на три крупные фамилии – Алаговы (Алагата), Ахсартаккаевы (Ахсартакката) и Бораевы (Бората). Самой известной и могущественной из них была фамилия Ахсартакката. К этой известной фамилии относились Урузмаг, Хамыц, Батрадз, Сослан и Сатана. По мнению Дюмезиля, славная дочь этой фамилии Сатана не желает покидать свою фамилию, твердо решает остаться здесь и выбирает из этой среды самого авторитетного, самого отважного и самого могущественного человека и желает выйти за него замуж. По ее мнению, самым достойным избранником ее оказывается нарт Урузмаг, и она становится его женой, хотя и приходится ему сестрой. Значит, по мнению Дюмезиля, Сатана выходит замуж за своего брата по вышеуказанным соображениям, и в данном случае полностью отрицает версию В. И. Абаева о первой человеческой паре.

Дальше мы постараемся рассмотреть в отдельности каждое мнение известных ученых и постараемся сделать свои соответствующие выводы.

Мнение В. И. Абаева о первой человеческой паре не подтверждается фольклорными данными Нартского эпоса. Что значит первая человеческая пара? Это пара, созданная Богом, поэтому носит и другое название – Божественная пара. Ничего подобного мы не видим в образах Урузмага и Сатаны. Нам хорошо известно родословие Урузмага. Как известно, родоначальником нартов был Уархаг, он имел двух сыновей-близнецов Ахсара и Ахсартага. Ахсартаг женится на Дзерассе, и она рожает ему двух близнецов – Урузмага и Хамица, позже она родила и Сатану. Таким образом, считать Урузмага и Сатану божественной парой никак невозможно, и версия В.И. Абаева отпадает.

По нашему мнению, женитьба Урузмага на своей сестре имеет чисто бытовой характер, и только в этом плане следует рассматривать ее. Версия Дюмезиля, согласно которой Сатана выходит за Урузмага как за самого известного и мужественного из нартов, тоже не совсем убедительна, так как в роде Ахсартага были и другие, не менее сильные, мужественные личности. Например, Батрадз, Хамиц, Сослан, и Сатана могла выбрать из них любого.

Итак, мы рассмотрели разные версии о причинах женитьбы Урузмага на своей сестре, но ни одна из них не убедительна. Думаю, что вступать в полемику с великими учеными не так-то просто, но наука есть наука, и любой исследователь может высказать свои убеждения по тем или иным вопросам, если даже они в какой-то степени не совсем убедительны. Поэтому я беру на себя смелость ответить на важнейший загадочный вопрос о причинах женитьбы брата на сестре.

Прежде чем ответить на этот сложный вопрос, следует поговорить о социальном положении нарта Урузмага, определить его место в Нартском обществе. Итак, кто такой Урузмаг? Просто авторитетный старейшина или ему присущи более высокие социальные функции?

Как известно, ареальные связи нартов были весьма широки, для этого масса примеров. Правители многих народов и государств очень дорожили царской кровью и очень старались, чтобы она ни в коем случае не смешивалась с кровью простого народа. Для этого они женились преимущественно на своих близких родичах, брали себе в жены не только сестер, но и дочерей своих.

Сегодня нам хорошо известен термин «Мавзолей». В четвертом веке до нашей эры правителем государства Карий был царь Мовзол, он был женат на своей сестре. Когда он скончался, жена его построила роскошную усыпальницу, ставшую впоследствии одним из чудес света. Усыпальница была настолько величественна, что название ее в последующие века стало символом, и подобные сооружения стали называться мавзолеями.

Теперь перейдем к образу Урузмага. В Нартском эпосе нет терминов Царь и Король, но это не значит, что там не было властителей или правителей высшего ранга. Одним из таких высокопоставленных персонажей в эпосе считается Урузмаг. Разумеется, он не был ни царем, ни королем, в нашем понимании, но обладал чертами могущественного правителя. Без его ведома в Нартском обществе не решался ни один вопрос, все нарты были подвластны ему и беспрекословно считались с его мнением. Но такого положения он достиг не сразу. Пока он был рядовым членом общества, женился на девушке из фамилии Алаговых-Алагаты – расугъд Елда. Алагата не были царственной фамилией, как Ахсартаговы.

Впрочем, В. И. Абаев отрицает сам факт существования первой жены Урузмага и пишет: «Нашему толкованию легенды об Урузмаге и Сатане противоречит, казалось бы, наличие у Урузмага другой жены Елды. Но это, несомненно, позднейшая пристройка». Это утверждение Абаева неверно, ибо Урузмаг имел первую жену, пока он был простым человеком. Позже, когда он достиг высокого положения, то его больше не устраивала нецарственная супруга, и он покидает ее, чтобы по древним обычаям монархов жениться на девушке царской фамилии. Такой девушкой оказалась его сестра Сатана, принадлежащая к фамилии Ахсартаговых, самой могущественной фамилии Нартского общества.

У Урузмага была и третья жена – дочь рода Бораевых, о ней нигде не упоминает В.И.Абаев, но ею очень заинтересовался Дюмезиль и письменно просил осетинского коллегу профессора Гаккаева, чтобы тот сообщил ему о ней что-нибудь. К великому сожалению, уважаемый профессор Гаккаев не совсем внимательно отнесся к просьбе Дюмезиля и дал нелестный отзыв о дочери Бораевых, назвав ее безнравственной. Причиной была супружеская неверность третьей жены Урузмага.

После этого и Дюмезиль в своих исследованиях считает ее женщиной, не обремененной нравственными нормами. Следует отметить, что вышеприведенные мнения слишком поверхностны. Это все идет от незнания особенностей института брака у осетин. Можно с уверенностью утверждать, что дочь Бораевых была именной женой Урузмага, по-осетински «номыл ус».

В старые времена люди делились на противоположные классы: с одной стороны алдары, с другой стороны – простые крестьяне. Представитель из алдарского класса обычно женился на девушке высшего сословия. Она была главной женой, обладала неограниченными правами и была очень властной, но затем он обычно женился теперь уже на девушке из низшего сословия. Она фактически была бесправной и усердно обслуживала первую жену своего номинального супруга. Но она же имела одно безоговорочное право – право найти на стороне сожителя.

При этом дети, рожденные таким образом, считались бастардами (кавдасардами) главного супруга. Нарт Урузмаг, женившись на девушке из фамилии Бораевых, не пошел на интимное сближение с нею, и она, воспользовавшись своим правом, проводит ночь со своим сожителем. Об этом узнают и Урузмаг и Сатана, но за это никто ее не наказывает, так как она честно воспользовалась своим правом и не была ни безнравственной, ни женщиной легкого поведения, как можно было бы считать, исходя из современного понимания.

Как видим, в сюжетах о трех женах нарта Урузмага отражаются реалии древнего общества.

Владимир Ванеев, кандидат филологических наук, лауреат премии К.Хетагурова