Сюда беда не замедлит явиться…

18 февраля в Югоосетинском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Кровавая свадьба» по пьесе известного осетинского прозаика и драматурга Владимира Гаглоева «Черные вороны». Режиссер-постановщик трагедии – заслуженный артист Северной Осетии Василий Техов.

…Не забыть, как слушал, нет, впитывал в себя зритель это театральное повествование. Какая напряженная тишина познания владела залом… Зритель постигал мысль спектакля и это требовало от него определенных усилий, поскольку она не лежала на поверхности, ее надо было извлечь из замысловатого плетения художественной ткани спектакля. Спектакль непрост для восприятия, но приманчив, въедается в душу, и суровый, не очень удобный, не заискивающий пред зрителем, но долго не дает ему покоя.

Сюжет пьесы очень характерен для своего времени, хотя отголоски тех дней – взглядов и нравов осетин, слышатся и в наши дни. Здесь прослеживается единый последовательно развивающийся конфликт, но есть и отдельно взятые сюжетные мотивы, и даже осколки, обрывки человеческих судеб, всплески душевных излияний, конфликтных ситуаций, будни двух издавна живущих деревенских семей, точнее, родов. Жизнь домочадцев соседних дворов проходит на виду, и каждый досконально осведомлен о жизни другого, его настоящем и даже прошлом.

В одном проживает самолюбивый и алчный Саулаг (актер Георгий Багаев) – мужчина пожилого возраста, склонный к интригам и злословию. Его супруга Эльда (Циснара Биченова) болезненная, слепая женщина, не лишенная доброты и объективности в своих суждениях, отношению к окружающим. Она Мать – воплощение мудрости и терпения души, сумевшей понять, принять жизнь такой, какая она есть, не ожесточиться в несчастье, сохранить добрый взгляд на мир и всегда быть выше мелочной суеты. Она – Мать, начало начал, опора семьи, и этим все сказано. У них единственный сын, слабоумный от рождения, которому отец сосватал завидную и красивую девушку Калимат. Она по доброте души уже пятый год живет со смешным и добрым дурачком, искренне жалеет и заботится о нем. «Когда смотрю на тебя, – говорит она супругу, – у меня всегда невыносимо начинает болеть душа, за себя, за тебя. До чего ж я несчастна… И почему мне суждено уйти из этой жизни, так и не вкусив это всепоглощающее чувство – любовь?» Детей ей, естественно, Бог не дал, и это обстоятельство глубоко тяготит зловредного старца Саулага, желающего иметь наследников.

Однажды в приступе глубокого отчаяния озлобленный старик пытается даже принудить молодую сноху к сожительству, девушка в ужасе решает сбежать из дома. Образ этой несчастной женщины замечательно передала актриса Альбина Хугаева. Это человек с израненной душой, это трагический образ неизбывного страдания, судьбы страшной и жалкой. Постоянно, подспудно в очерченном пьесой человеческом круге идет движение, взаимопритягивание, столкновение человеческой воли и его стремлений… Человек интересен режиссеру прежде всего в жизни души, в масштабе бытия, а не только быта.

В доме по соседству проживает другой мужчина по имени Дотти, который после загадочной смерти жены женился вторично и даже ожидает рождения ребенка. От первого брака у него взрослый сын, у которого сложились неприязненные отношения с мачехой Биби (Дзерасса Таугазова). Эта женщина с темным прошлым не оставляет упорных попыток внести разлад в отношения отца и сына. И, надо сказать, это ей неплохо удается… Отношения между соседями довольно неприязненные и, судя по разговорам, происходящим между ними, можно догадаться, что все проистекает из глубокого прошлого с трагическими развязками, оставившими в душе и памяти наших героев неизгладимый след. Дотти по своей природе человек неглупый, не злой, он всячески избегает семейных раздоров. С другой стороны, старый сплетник и завистник Саулаг постоянно подливает масло в огонь вражды, не давая ему угаснуть. Он настраивает сына против отца и мачехи. Во время одного из очередных скандалов отца с сыном Дотти внезапно умирает от сердечного приступа. «Говорят, перед бурей воют щенята…», – говорит один из героев. Но и без этого уже с самого начала действия над сценой, нависает атмосфера тревоги настороженного ожидания чего-то недоброго. Беда не замедлит явиться. Где-то в необъятном пространстве с резким, болезненным звуком лопнувшейся струны оборвется нить человеческой жизни – умирает молодая невестка Саулага. Драматическое напряжение не спадает на протяжении всего спектакля и еще раз звук порванной струны ударит по нервам – умирает и сын самого Дотти (Артур Гаглоев).

Трагизм охватывает собственно все человеческие судьбы этого спектакля. В нем нет слабо, неудачно исполненных ролей, хотя постановка ставит перед актерами порой очень непростые задачи. В спектакле важен каждый штрих, каждая деталь, вплоть до молчаливого прохода актера по сцене или стремительного пролета откуда-то сверху ласточки…

Да… Человек живет неразумно под влиянием минутных влечений, личной корысти, эгоистической прихоти и крушит все вокруг, ломает судьбы близких, разрушает самого себя, живет самоуверенно, не сознавая, что в этом мире он лишь песчинка, достаточно одного мига, и нет его…

А. ГЕРГАУЛОВА